НБУ курс:

USD

41,69

+0,05

EUR

45,14

+0,05

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,20

45,00

Спасательный круг. Как скажется на рынке топлива в воюющей Украине снижение налогов на горючее

Спасательный круг. Как скажется на рынке топлива в воюющей Украине снижение налогов на горючее

16 марта Верховная Рада приняла законопроект №7137-д, который предусматривает дополнительное стимулирование топливного рынка в военное время. 

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Так, с 24 февраля до конца 2022 года будет отменен акциз на горючее, а ставка НДС по этим позициям будет уменьшена с 20% до 7%. В Кабмине, который инициировал этот законопроект, считают, что его реализация обеспечит украинцев относительно недорогим горючим.

На период действия военного положения ввоз моторных бензинов, тяжелых дистиллятов и сжиженного газа, а также нефти или нефтепродуктов облагается налогом по ставке 7%. При этом ставка акциза устанавливается на уровне 0 евро за 1 тысячу литров. Это касается бутана, изобутана, сжиженного газа и других газов, тяжелых дистиллятов, других нефтепродуктов и бензина.

Цены на бензин были проблемой для Украинцев еще до войны. В конце января мировые цены на эталонную нефть марки Brent из-за роста геополитического напряжения обновили 8-летний максимум. Как следствие в странах, из которых Украина импортировала топливо, выросли цены на нефтепродукты, что в свою очередь способствовало росту цен на стеллах украинских АЗС. К середине февраля цены на бензин А-95 на некоторых АЗС превысили 35 грн/л, а цены на дизельное топливо 38 грн/л.

Для того, чтобы ослабить давление цен, Банковая решилась на то, чтобы снизить налоги на топливо, что в свою очередь сделало бы его дешевле и доступнее для простых украинцев и бизнеса. Само решение планировали рассмотреть за день до войны, 23 февраля, потом ситуация радикально изменилась в худшую сторону.

Дело в том, что очень много нефтепродуктов в Украину поставлялось из ставшими в момент врагами России и Беларуси. Кроме того, из-за российского флота были заблокированы украинские порты, что сделало невозможной поставку топлива морем.

По данным Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ), на вышеуказанные направления приходилось до 85% поставок дизельного топлива и 60% бензина. В настоящее время существует только один путь альтернативной поставки топлива – через границы с ЕС.

Однако поставки из ЕС значительно дороже, поскольку в Европе дефицит нефтепродуктов, ведь сами европейские страны являются импортозависимыми. При этом спрос на нефтепродукты с нового направления провоцирует повышение дифференциалов европейскими трейдерами.

В свою очередь правительство для минимизации проблемы решило вернуться к идее снижения налоговой нагрузки.  Результатом этого является тот самый закон о либерализации рынка топлива, а также изменение формулы расчета предельных цен на АЗС, которая учитывает реалии отсутствия на рынке российских и белорусских нефтепродуктов.

В НАУ считают, что отмена акциза и снижение НДС будет способствовать понижению цен для потребителей, а также даст экономическую возможность для участников рынка осуществлять закупку горючего у европейских поставщиков и продавать украинским потребителям без большого для себя ущерба.

В свою очередь руководитель консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн отмечает, что  вследствие перерасчета формулі ценообразования, а также снижения НДС и отмены акциза предельная стоимость бензина может составить около 38 грн/л, а дизтоплива около 35 грн/л. При этом новые условия могут стимулировать новые поставки топлива в Украину. 

Однако, по мнению Куюна, после того, как правительство сделало все от него зависящее, свою задачу должен выполнить и рынок. Сами трейдеры сейчас упорно работают, однако для того, чтобы наладить логистику в новых условиях, им нужно время.

По мнению Куюна, важную роль в поставках топлива могут сыграть отделения международных трейдеров в Украине — Shell, Socar, SNEL Energy, AMIC. Их преимущество по сравнению с украинскими компаниями заключается в доступе к дешевому финансированию, а также связях на глобальном нефтяном рынке.

А главный редактор профильного издания "НафтоРынок" отмечает, что первые результаты рынок получит уже после подписания президентом принятого 15 марта закона.

В то же время правительство продолжает госрегулирование цен на АЗС, где также розничный рынок ждут изменения. В частности, планируется учитывать дополнительные расходы операторов из-за войны.

Если задействовать в текущие цены на вторую декаду все изменения, которые по постановлению Кабмина от 11 марта 2022 г. № 249 вступают в действие одновременно после подписания президентом, цены на АЗС должны снизиться в среднем на бензин на 7,76 грн/л, дизельное топливо — на 4,81 грн/л, LPG — 4,24 грн/л.

При этом он отмечает, что снижение цен было бы еще больше, но сейчас растут расходы на логистику горючего.