Остаемся в пределах 38 грн/$. Почему в апреле ситуация на валютном рынке почти не изменится

Остаемся в пределах 38 грн/$. Почему в апреле ситуация на валютном рынке почти не изменится

Начало апреля не принесет каких-либо существенных изменений и потрясений на валютном рынке. И вообще, в течение всего апреля месяца вряд ли возникнут какие-то неожиданные негативные обстоятельства, которые могут дестабилизировать валютный курс. Предложение наличной валюты остается достаточным для того, чтобы покрывать спрос. А на межбанке по-прежнему доминирует НБУ.

Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

Кроме того, в апреле появятся новые депозитные сертификаты, которые будут доступны банкам, активно аккумулирующим "длинные" депозиты населения. Это позволит абсорбировать свободную ликвидность и еще более снизить давление на гривну.

Сближение валютных курсов продолжается

В апреле ситуация на валютном рынке будет оставаться полностью контролируемой и предсказуемой, убеждены опрошенные delo.ua банкиры. Второй месяц весны, скорее всего, пройдет в курсовом диапазоне от 37,5 грн/$ до 38,5 грн/$.

Например, по оценке директора департамента казначейства COMINBANK Германа Марченко, в апреле максимально допустимые колебания наличного курса будут проходить в коридоре 37,8-38,8 грн/$ и 40-41 грн/€. Конечно, он предполагает незначительные текущие курсовые изменения (до 0,3-0,5 грн), но вряд ли они пересекут очерченный диапазон.

Экономист Ukraine Economic Outlook Григорий Кукуруза обращает внимание, что сегодня украинцы по сути живут по трем курсам: официальному (36,57 грн/$), карточному (ориентировочно 37,5 грн/$) и наличному. По его мнению, за последний месяц наметился четкий тренд сближения всех трех курсов.

"По моему мнению, наличный курс сегодня – это тот же карточный, но еще "плюс" комиссия за снятие средств с банкоматов. Разница составляет до 3%. Этот разрыв не очень ощутим. И он уже не стимулирует клиентов банков нести деньги на трехмесячные валютные депозиты, средства с которых возвращаются наличными. Впрочем, все равно происходит приближение именно наличного курса гривни вплотную к официальному. Такой тренд сохранится и в апреле", – говорит экономист.

Темпы инфляции ниже, международной помощи – больше

Ситуация на валютном рынке в этом месяце во многом будет похожа на мартовскую еще и потому, что глобальное изменение факторов, влияющих на курс, не предполагается.

Во-первых, это инфляция: ее уровень за первые месяцы 2023 не превысил 1,5% (0,8% в январе и 0,7% в феврале). В то же время, уровень потребительских цен, как и покупательная способность граждан, остаются на более или менее приемлемом уровне. Безусловно, добавляет эксперт, такая ситуация отражается на наличном курсе валют: в течение нескольких месяцев гривна постепенно укрепилась в среднем на 4-5%.

Во-вторых, прогнозируемость действий Нацбанка. Согласно официальным сообщениям НБУ, вероятность пересмотра учетной ставки, как и официального курса, в апреле мизерна. В экономике еще недостаточно объективных оснований для того, чтобы снизить ставку.

Снижение ключевой ставки станет возможным только при двух условиях: объективного уменьшения дефицита бюджета на средства внутренних поступлений (в частности, налогов и сборов) по меньшей мере на 5% в месяц с тенденцией к дальнейшему сокращению дефицита и завершению войны и переходу экономики к общей стратегии послевоенного восстановления. Последнее предполагает создание благоприятного инвестиционного климата, положительных условий для ведения бизнеса и т.д.

Что касается повышения учетной ставки, это еще менее вероятный сценарий. Поскольку стоимость денег в экономике и так зашкаливает. А рост учетной ставки приведет к ускорению темпов инфляции и подтолкнет девальвацию, чего нет в планах Нацбанка.

В третьих, на стабильность курса валют положительно влияет своевременное получение макрофинансовой помощи и ее объемы. Тем более что государственные расходы продолжают расти. В феврале дефицит госбюджета составил почти 88,8 млрд. грн., что на 16,5 млрд. грн. больше, чем в январе. Увеличение расходов компенсируется макрофинансовыми поступлениями стран-партнеров. В первую очередь – это США, ЕС и Великобритания, которые за 2 месяца перечислили Украине $6,3 млрд.

Также 30 марта Украина от Канады получила около $1,8 млрд кредитных средств. А 31 марта НБУ сообщил о том, что Совет директоров МВФ утвердил новую четырехлетнюю программу для Украины с финансированием в $15,6 млрд. Первый транш по этой программе может поступить уже в ближайшее время, его объем будет составлять около $2,7 млрд.

По данным правительства, ежемесячно Украина получает столько же средств, сколько требует: а это более $4 млрд финансовой помощи. Это свидетельствует, что украинская экономика под правильным "контролем". То есть, в условиях войны экономика Украины достаточно крепкая и прогнозируемая.

"Не будем забывать также и о сохранении баланса между спросом и предложением на наличную валюту, что может проявиться в дальнейшем развитии "конвертационных" депозитов и, при необходимости, в новых валютных интервенциях, которые могут погасить ситуативный рост спроса", – добавляет Герман Марченко.

Резервов хватит. К тому же, экономика постепенно оживает.

Баланс на межбанковском рынке по-прежнему зависит от действий Нацбанка. В марте НБУ продал более $1,5 млрд. из своих международных резервов. Только на последней неделе марта объем интервенций составил около $340 млн. А с начала года на поддержку курса Нацбанк потратил $7,2 млрд.

Однако, благодаря той же макрофинансовой поддержке, резервы будут пополняться, поэтому ресурсов для регулирования межбанка у НБУ хватит еще надолго.

Результаты валютных интервенций НБУ

Кроме того, дополнительными факторами, влияющими на валютный рынок, могут стать следующие:

1. Объем валютных поступлений по экспортным контрактам и постепенное увеличение экспортной линейки товаров.

"Напомню, что по разным оценкам, война повлекла за собой падение украинского экспорта от 30% до 50%. И сейчас экспортные поступления валюты осуществляются преимущественно через "зерновое соглашение", действие которого продлено еще на 4 месяца", - говорит Марченко.

2. Объем военно-технической помощи западных стран для победы в войне. Почти каждый день появляется обнадеживающая информация от наших партнеров о поставках нуждающегося в ВСУ.

Недавно Верховная Рада увеличила расходы государственного бюджета на 537 млрд. грн., большинство из которых пойдут на оборону. И то, что парламент на это пошел, было ожидаемым, поскольку ранее бюджет принимался из расчета, что война завершится в июне.

"Эту "дыру" нужно будет закрывать. Расходы увеличиваются, поэтому есть вероятность, что их будут компенсировать эмиссионным путем через НБУ. А это в свою очередь может так или иначе ослабить гривну", – предупреждает Григорий Кукуруза.

3. Фактические и ожидаемые успехи ВСУ по противостоянию с врагом. Этот фактор напрямую связан с предыдущим, поскольку бизнес, который находится в предвкушении освобождения новых украинских территорий, может хоть как-то планировать свою деятельность на будущее.

4. Устойчивые общественные настроения: психологическая стойкость и выносливость тыла, отсутствие искусственного ажиотажа, паники; состояние развития бизнеса, возобновление деловой активности (начало посевной, энергетическая стабильность, стимулирующая производство, финансирование развития ВПК и др.).