НБУ курс:

USD

41,66

-0,00

EUR

43,70

-0,00

Наличный курс:

USD

41,95

41,91

EUR

44,33

44,15

Отраслевые ассоциации призвали ввести мораторий на повышение тарифов "Укрзализныци"

Отраслевые ассоциации призвали ввести мораторий на повышение тарифов "Укрзализныци"
Иллюстрация: ua.depositphotos.com

Ассоциации металлургов, химиков, производителей стройматериалов и горнодобывающих предприятий просят правительство ввести мораторий на повышение грузовых железнодорожных тарифов до окончания военного положения и еще через два года после завершения боевых действий.

Об этом говорится в письме, опубликованном Национальной ассоциацией добывающей промышленности Украины.

Такую инициативу выразили объединение "Укрметаллургпром", Союз химиков Украины, Национальная ассоциация добывающей промышленности Украины, Украинская ассоциация производителей ферросплавов "УкрФА" и Всеукраинский союз производителей стройматериалов в письме президенту Владимиру Зеленскому, премьер-министру Денису Шмыгалю, вице-премьерам Юлии Свириденко и Алексея Кулебы и министра финансов Сергея Марченко.

В своем обращении ассоциации также просят снизить грузовые тарифы в 2025 году на 15%. По их мнению, это возможно благодаря улучшению работы "Укрзализныци", оптимизации ее расходов и повышению эффективности использования активов, в частности, через передачу убыточных активов Фонда госимущества или их списание.

Они подчеркивают, что железнодорожный транспорт играет ключевую роль в экономике Украины, обеспечивая 82% грузовых и 36% пассажирских перевозок. Однако в течение 2021-2022 годов тарифы на транспортировку угля, руды, металла и других грузов значительно выросли, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности украинской продукции на международных рынках.

Постоянные повышения тарифов уже привели к значительным затратам для промышленности. К примеру, тарифы на транспортировку угля выросли на 140%, а на зерно – на 96%. Теперь планируется новое повышение на 19% для железной руды и угля, на 12% для кокса и на 11% для зерна.

"Кроме того, такие повышения делают украинскую продукцию неконкурентоспособной на международном рынке, а отечественные предприятия вынуждены либо сбавлять производство, либо отказываться от услуг "Укрзализныци" в пользу альтернативных видов транспорта", — говорится в сообщении.

Как сообщает "Интерфакс-Украина", в химической отрасли фактически все основные сектора в экспорте снизились или "обнулились" по некоторым товарным позициям, значимым в 2022 году и в предыдущие годы (этилацетат, пигментный диоксид титана, полиэфирные смолы, азотные удобрения и др.).. Уточняется, что экспорт азотных удобрений в январе-августе 2024 составил лишь 21 тыс. тонн, почти отсутствует экспорт первичных пластмасс.

Что касается добывающей промышленности, то объемы железнодорожных перевозок марганцевой руды сократились на 13,2%, каменного угля – на 11,2%, коксующегося угля – на 38%, нефти – на 22%, известняковой продукции – на 31%, горно- металлургической – на 10,6%.

Представители ассоциаций также отмечают, что загруженность украинских предприятий в горно-металлургическом секторе продолжает оставаться на низком уровне. Например, железорудные предприятия работают на 55% довоенной мощности, а металлургические — на 65%. Ферросплавные заводы, ранее значительно способствовавшие экспорту и поступлению валюты, работают фактически в убыток.

В "Укрзализныце" рассказали, какие грузы будут возить дороже

АО "Укрзализныця" планирует до конца года изменить модель тарифообразования на перевозку грузов, по которой компания работала с 1997 года, что позволит ей получить дополнительно 4 миллиарда гривен.

Среди предложений: единый тариф на пустые вагоны и раздел по классам перевозок в зависимости от технологии перевозки, а не от особенности продукта или бизнеса, заказывающего вагоны УЗ.

АО "Укрзализныця" предоставила предложения в Мининфраструктуру по унификации тарифов на грузовые перевозки, чтобы упростить расчет и убрать большую диспропорцию между стоимостью перевозки разных классов грузов. Она больше всего повлияет на стоимость перевозки стройматериалов, угля и руды, а также частично на агропродукцию. Как прогнозируют в УЗ, для бизнеса расходы суммарно могут вырасти примерно на 7%.

Заметим, последний раз "Укрзализныця" индексировала тарифы на грузовые перевозки в июле 2022-го — сразу на 70%. Однако, когда по решению Киевского окружного административного суда было признано незаконное повышение тарифов на перевозку угля и руды, которые были введены в 2021—2022 годах, в "Укрзализныце" выразили недовольство.

Источник фото: ua.depositphotos.com