НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

Рада разрешила украинцам покупать авто без налогов и акцизов: сколько это позволит сэкономить

Рада разрешила украинцам покупать авто без налогов и акцизов: сколько это позволит сэкономить

Приняв законопроект № 7190, Верховная Рада отменила на время военного положения таможенные пошлины (пропорционально зависят от стоимости авто), налог на добавленную стоимость и акциз (зависят от объема двигателя и года выпуска машины) при ввозе транспортных средств из-за границы для всех физлиц.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Речь идет не только о легковых и грузовых автомобилях, но и о мотоциклах, кузовах, прицепах, полуприцепах и транспорте, предназначенном для перевозки десяти и более пассажиров.

Как говорит в комментарии Delo.ua один из авторов документа Даниил Гетманцев, законопроект разрабатывали в Кабмине и Раде. В правительстве руководствовались тем, что из-за войны многие граждан потеряли тысячи транспортных средств, а сегодня это не просто способ передвижения, но и возможность эвакуироваться из зоны боевых действий и помочь гражданским и военным.

И это уже не говоря о бизнесе, которому транспорт катастрофически необходим для перевозки товаров и персонала. Еще раз заметим, что этот закон касается послаблений для всех физических лиц, поскольку для Вооруженных сил Украины упрощенная процедура ввоза и оформления транспортных средств была введена с самого начала агрессии РФ.

С конца февраля автомобили из-за границы в Украину ввозились только для нужд военных, гуманитарных грузов и эвакуации граждан. Еще 1 марта Кабмин приравнял ввоз машин для этих целей как гуманитарную помощь, разрешив оформление по упрощенной процедуре. Правда, в декларацию нужно было добавить разрешение областной военной администрации.

Вскоре правила начали ослаблять: сначала в Кабмине разрешили всем украинцам отсрочить уплату таможенных платежей, для чего при ввозе иностранных транспортных средств в Украину нужно было заполнить и подписать заявление.

Теперь же при ввозе авто при первой регистрации придется заплатить только 3-5% от стоимости авто в Пенсионный фонд и суммарно около 500 грн за номерные знаки, регистрацию и бланк свидетельства. Как говорит в комментарии Delo.ua автоброкер Владимир Лучко, стоимость подержанного авто упадет на 80%, а новых – ориентировочно на 40%.

Если брать по старым автомобилям, которые мы растаможивали до войны, 2001-2005 годов выпуска, то растаможки обходилась в $3-4 тыс., а стоимость их за границей составляла $1 тыс. Тот, кто завезет такой автомобиль, завезет его для себя или на перепродажу. Если же последнее, то по себестоимости никто транспортные средства не будет продавать. То, что должно заработать государство, сделает торговец", – рассказывает эксперт.

Произошли определенные сбои с датой вступления закона в силу

Законопроект №7190 народные избранники приняли еще 24 марта, но на момент написания этого материала на сайте Верховной Рады не было указано, что он возвращен с подписью президента. В свою очередь Даниил Гетманцев утверждает, что Владимир Зеленский уже поставил под документом подпись, поэтому закон вступил в силу. И это действительно так.

"Президент его подписал, и он уже опубликован", – акцентирует Гетманцев. Правда, добавим от себя, что текст закона №2142-IX был опубликован в "Голосе Украины" только 5 апреля. Поэтому он вступил в силу на следующий день. Документ не распространяется на транспортные средства, ввозимые с территории страны-агрессора, страны-оккупанта или с оккупированной территории Украины, определенной таковой по закону.

Документ содержит риски и лазейки

Принятый закон, какие бы благие цели он ни преследовал, содержит большой риск: граждане Украины, имеющие право на свободный выезд за границу, могут воспользоваться возможностью и завозить по несколько автомобилей в Украину, ничего не платя и делая на том прибыльный бизнес. И Даниил Гетманцев эти опасности подтверждает.

"Документ состоит из нескольких частей. И часть по таможне действительно исходила от Кабинета министров. У нас были оживленные дискуссии. Такие риски могут быть. Но в Кабмине считают, что преимуществ здесь больше, чем рисков. Правительство считает, что гуманитарная цель, обеспечение людей транспортом важнее, поэтому риски на время войны себя оправдывают", – говорит нардеп.

Хотя отметим, что завезти приобретенную машину может и доверенное лицо, на которое будущий автовладелец выпишет заверенную нотариусом доверенность. Вторая возможность – обратиться в компании, занимающиеся ввозом транспортных средств. Но в любом случае, учитывая блокировку российскими оккупантами портов, получить авто, мотоциклы или прицепы можно только из ЕС.

Участники рынка также относятся к новым нормам с большой осторожностью.

"Состоятельные люди вывезли миллионы долларов за границу, а сейчас накупят за них машины. Они уже начали интересоваться стоимостными моделями. Например, Volkswagen Touareg 2018 года или Porsche Cayenne того же года. Надо было вводить какие-то ограничения, например, на одного человека или на стоимость, чтобы это было просто средство передвижения", – считает Гетманцев.

По его данным, прежде всего наших покупателей в Украине интересуют автомобили не дешевле $20 тыс. И это может принести ощутимые потери в будущем государству от сокращения налогов и сборов.

Впрочем, сколько потеряет госбюджет из-за отмены такой пошлины, НДС и акциза, выяснить пока невозможно хотя бы потому, что на период войны таможенные пошлины в Украине сократились по сравнению с тем же мирным периодом 2021 года ориентировочно на 80%. Структура импорта изменилась кардинально, и сколько в ней будут занимать автомобили, сегодня спрогнозировать невозможно.

К примеру, недавно министр финансов Сергей Марченко признался, что в результате поступления от таможни в марте составят всего 7 млрд грн. И это при том, что раньше планировали 39 млрд грн.