Два месяца. Полет нормальный

Через пару дней будет почти два месяца, как я начала непростой эксперимент — в течение года покупать только украинские товары. И сегодняшний пост не о новых производителях и открытиях, а о моих наблюдениях и промежуточных выводах
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Начну, пожалуй, с открытий, которые меня удивили.

Оказалось, в Украине почти все есть. И даже то, что мы никак не ожидали увидеть. Например, у нас выращивают черных свиней, чтобы потом получить прекрасный хамон украинского производства. Или итальянские сыры, или лягушачьи лапки. Все явки-пароли я обязательно сдам, когда проверю качество на себе. Просто наберитесь терпения.

Но несмотря на то, что мы умеем многое производить, большая часть бизнесменов никогда не слышала о маркетинге, брендинге и каком-либо продвижении. Многие до сих пор не понимают, зачем нужен интернет, как им пользоваться и, о Боже, использовать для увеличения продаж и построения системы дистрибуции. Часто у компаний отсутствуют сайты. Один телефонный звонок выбил меня на несколько часов: "Я зашла на сайта "Дела". Но дальше не знаю, куда тыкать, чтобы почитать ваши статьи". Это говорила владелица успешной фирмы, которая выпускает очень достойную одежду. А самая распространенная фраза, которую я слышала за это время: "Да не писали никаких бизнес-планов. Сами нарисовали этикетку, начали что-то выпускать. Вот получилось". Поэтому многие товары хорошего качества имеют, мягко говоря, странные называния и, простите, лейбл (креативные агентства, возьмите на заметку).

А еще наши производители никому не доверяют. Поэтому единственный выход, который они видят — открывать свои точки продаж, за свои деньги, не прибегая к какой-либо кооперации и даже не пробуя входить в торговые сети (где их никто не ждет).

Но больше всего меня удивили коллеги-журналисты, которые расспрашивали об эксперименте. Знаете, какая их первая реакция? Они начинают меня жалеть: "Как же вы, бедненькая, протяните год? Вам не жалко себя?" И дальше в таком духе. А когда я начинаю рассказывать об открытиях и товарах, которые нашла, они сначала не верят, а потом еще больше удивляются: "Вы мне поломали все интервью, — сказала одна девушка из влиятельного издания, — я готовилась отбивать ваши атаки и жалобы, что все плохо".

Так вот, теперь лирическое. У меня не все плохо. Вернее, очень даже хорошо. Мне нравится то, что я делаю. Потому что платья, которые я покупаю, стоят в два-три раза дешевле, чем привычный европейский масс-маркет, а шьются из натуральных тканей. И в целом практически все украинское, кроме еды, дешевле импортируемых аналогов.

Я стала меньше тратить денег. Оказалось, что поиски конкретного продукта заставляют купить именно то, что ищешь. А спонтанный шопинг на выходных — всего лишь невроз уставшего топ-менеджера. Или привычка.

Я стала лучше питаться. Потому что теперь я почти каждый день готовлю еду себе и своей семье из свежих продуктов, выращенных на родной земле.

Эксперимент набирает обороты, в моей жизни появляются люди, которые присоединись к моей инициативе, а производители, увидев, что я не ругаю их направо и налево, а пишу свои потребительские отзывы, стали присылать на пробу продукцию, о которой я в любом случае напишу правду.

Конечно, у меня есть неприятные открытия, куда же без них. Например, хамство отдельных ювелирных производителей или открытия, что украинские лекарства и косметика по уходу делаются для людей, у которых нет проблем со здоровьем, кожей и волосами. Конечно же, первая эйфория от самого факта наличия той или иной группы товаров уже прошла. И тестируя многие товары по два-три месяца, я готова писать критические замечания об их "ходовых" качествах.

А еще мне очень хочется суши, икры, кока-колы, полить салат смесью оливкового масла и бальзамика, купить шампунь L'oreal Professional, туфли Zara и косметику MAC. Жизнь — она такая жизнь.

Но я продержусь, как и обещала, год. Потому что оказалось, что нам всем очень хочется гордиться своей страной.

По-прежнему жду ваших писем с производителями и новыми открытиями на адрес [email protected] и приглашений на производства, которыми у себя в регионах вы гордитесь.