Как изменилось украинское сельское хозяйство за 20 лет независимости

Спустя двадцать лет Украина, наконец, выходит на урожаи, сопоставимые с советскими показателями работы сельского хозяйства. Воодушевленное успехами отрасли, на аграрный рынок решило вернуться и государство

На высокоразвитое сельское хозяйство, с лихвой обеспечивающее внутренний рынок и еще несколько соседних стран продуктами питания,  делали основную ставку инициаторы провозглашения независимости  Украины. Имея в активе  рекордные объемы агропроизводства и статус житницы, страна с оптимизмом смотрела в будущее.

Бывшие партийный бонзы – нынешние пенсионеры – рассказывают, что «агарная» должность в советской Украине не была из числа престижных, поэтому нынешние рекорды тогда воспринимались как банальная обыденность.  Однако в первые же годы независимости налаженный механизм  начал давать сбой. Производство зерна в стране неуклонно уменьшалось - если в 1990 году тогда еще советская Украина собрала 51 млн тонн зерна, то уже в 1991-м – 38 млн тонн, то есть на четверть меньше. К концу 90-х страна подошла, производя всего 24 млн тонн зерна, то есть ровно в два раза меньше, чем во времена  СССР.

Фермерству – нет

На объемах производства зерна негативно сказался развал колхозов.  Их система была упразднена в середине 90-х и заменена на коллективные сельхозпредприятия (КСП). Власть долго экспериментировала с формой собственности в АПК, однако ни один из предлагаемых форматов - хозяйственные общества, сельскохозяйственные кооперативы, частно-арендные предприятия, фермерские (крестьянские) хозяйства - не был столь эффективным, как система колхозов, выдававшая на гора 50 млн тонн зерна в год. В первую очередь это объясняется тем, что вместе с имуществом колхозов новые структуры унаследовали и их старые долги.

Предполагалось, что пресытившиеся колхозами крестьяне, получив первую возможность,  предпочтут хозяйствовать самостоятельно, создав в Украине новый класс – фермеров. Однако этого не произошло. На сегодня в Украине работает около 42 тыс фермеров, которые обрабатывают всего 4,3 млн гектаров земли, то есть около 10% от всех пахотных земель. Для сравнения, в западных странах количество фермеров насчитывается сотнями тысяч, а в США фермеров более 3 млн. Эксперты связывают это с тем, что земли, которые получили аграрии, не были подкреплены ни техникой, ни ресурсами, ни деньгами. «Фермерство в Украине никогда не будет конкурентоспособным по сравнению с крупными агрохолдингами. Я в этом твердо убежден, в том числе и на собственной практике», - говорит глава компании «Нибулон» Алексей Вадатурский.  

К концу 90-х кризис в агропроизводстве стал очевиден – Украина производила менее 25 млн тонн зерна – то есть пограничный с внутренней потребностью объем.  Объяснялось это в первую очередь  экономией на агротехнологиях, поскольку посевные площади снизились незначительно  - в 1999 году обрабатывалось 13154 тыс га против 14,5 млн гектаров в 1990 году, однако урожай упал вдвое. Тогда власти обратили внимание на происходящее в аграрном секторе и их реакция на увиденное вылилась в указ президента  Леонида Кучмы  «О неотложных мерах относительно ускорения реформирования аграрного сектора экономики». Этот указ  ознаменовал упразднение коллективной формы собственности на землю и положил начало распаеванию сельхозземель, в результате чего 7 млн человек получили паи.

В 2000 году на агрорынке начался ренессанс: с этого момента урожаи стали возрастать, и опустились ниже критической отметки в 25 млн тонн лишь единожды – в 2003 году.

Кризис-2003

2003 год до сих пор упоминается аграрными чиновниками в качестве антипримера.  За год до него Украина собрала высокий урожай, поставив в сезоне 2002/2003 (преимущественно в первой половине МГ) на внешние рынки 10,7 млн тонн зерновых, что было рекордным по тем временам показателем.

Однако 2003 год выдался неурожайным.  Основным фактором снижения урожая было обледенение озимых культур, урожай пшеницы (за счет озимой группы) упал в пять раз по сравнению с 2002-м – до 3,6 млн тонн. При этом оказалось, что внутренние  запасы зерна не были сформированы, в чем обвинили зернотрейдеров – якобы те чересчур увлеклись экспортом. В результате в  2003 году Украина, традиционно входящая в топ-5 мировых поставщиков и производителей зерна, вынуждена была импортировать зерновые. При этом цены покупки были в два раза выше,  чем те, по которым несколько месяцев назад страна продавала зерно.

Дальше показания сторон расходятся – трейдеры утверждали, что в убыток себе завезли в страну зерно,  фактически предупредив голод и сбыв его на  минимуме цен. Госчиновники, со своей стороны,  утверждали,  что  трейдеры продали в Украине украинское же зерно прошлого года, но уже по ценам в два раза выше.

Как бы то ни было, государство вынесло урок из этой ситуации, слова «продовольственная безопасность» стали причиной и аргументом к любым реформам на зерновом рынке.
Однако с тех пор Украина ни разу не собирала такого критически низкого урожая. Результат уборки в последние пять лет превышает 40 млн тонн зерна, а рекордный для независимой Украины  урожай в 52 млн тонн Украина собрала в 2008 году. Этот  результат может быть повторен в нынешнем сезоне – Минагрополитики и продовольствия уже несколько раз пересматривало урожай в сторону увеличения,  и последний прогноз составляет около 51 млн тонн.

Помимо объема, в последние годы изменилась и структура агропроизводства. Сейчас, накануне рекордного урожая кукурузы, трудно поверить, что всего несколько лет назад в Украине выращивалось всего 600 тыс тонн кукурузы. Кукуруза относилась к классу неперспективных и низкорентабельных культур -  цена на нее составляла всего  400 гривен за тонну. Все изменилось, после того как были найдены рынки сбыта - с выходом украинских экспортеров на египетский рынок, рынки Ближнего Востока цена кукурузы поднялась до 1500 гривен, а сейчас достигает 2200 гривен /тонна. «Несколько лет назад вся страна получала 650 тыс тонн кукурузы. В то, что может быть 16 млн тонн,  никто  не вери, но это стало реальностью», – говорит экс-министр сельского хозяйства Сергей Рыжук.

Помимо кукурузы, с средины 2000-х на украинских полях обосновался рапс. Его появление традиционно связывают с именем экс-министра аграрной политики Александра Барановского - он был основным «пиарщиком» этой культуры, предрекая рапсу ошеломительный успех в Украине. Его прогнозы, которые в 2005 году воспринимались с иронией, полностью оправдались – последние годы рапс является одной из наиболее популярных у аграриев культур, в прошлом году посевы под ним занимали 1,1 млн га.  Рентабельность рапса стартует от 30%.

Ассортимент культур, которые выращивают украинские аграрии, продолжает расширяться. «Последние два года наша компания занимается в том числе и выращиванием сорго». - приводит пример Алексей Вадатруский. Правда, зерновое разнообразие имеет свою цену -  происходит оно  на фоне сокращения посевов  ячменя, пшеницы и крупяных культур.

Иностранцы в поле

Любопытно, что сельское хозяйство заинтересовало профильных иностранных инвесторов с первых же дней независимости, еще на этапе постсовесткого спада производства.  С 1991 года в Украине работает транснациональный пищевой гигант Cargill. На сегодняшний день в активе компании - производство подсолнечного масла, семян, удобрений,  элеваторы. Alfred C.Toepfer начал свою работу в Украине в 1993 году. Bunge  пришла на украинский рынок в 2002 году, купив компанию Cereol.  Louis Dreyfus в Украине работает с 1998 года.  Любопытно, что до 2000 года экспорт пшеницы из Украины проходил практически бесконтрольно и был отдан на откуп экспортерам.  В 1999 году его объемы резко выросли, что создало угрозу для разбалансирования рынка. Чтобы нивелировать этот риск, был внедрен механизм обязательной  регистрации экспортных контрактов  на бирже. 

Последние годы работа зернотрейдеров в Украине была омрачена ужесточением госрегулирования. За последние пять лет в Украине трижды (!) вводилось квотирование экспорта зерна. Отметим, что  статус страны - члена ВТО ни разу не удержал правительство от введения ограничительных мер. Чиновники ссылались на норму, по которой частичное ограничение разрешено для стабилизации внутреннего рынка, а иногда и вообще не утруждалась объяснениями.

Возмущенные экспортеры объясняли эти меры  стремлением к личной наживе чиновников  (механизм  распределения квот давал широкие возможности для таковых), однако, по мнению многих участников рынка,  причины гораздо прозаичнее. К сожалению, за последние годы Украина так и не научились минимизировать зависимость цен от объема урожая, а объема урожая – от погодных условий. «Чтобы получать стабильный объем урожая, нужно вкладывать средства в агротехнологии, а это могут себе позволить лишь агрохолдинги, да и то не все. Ровными показателями урожайности может похвастаться, пожалуй, только «Мироновский хлебопродукт», - отметил один из аналитиков.  В итоге накануне каждого сезона правительство готовится к худшему – неурожаю и росту цен и старается сформировать достаточный ресурс, чтобы противостоять проблемам. 

Несмотря на дополнительные формальности, иностранные игроки не прогадали, начав работу в украинском АПК – начиная с середины 2000-х, наша страна входит в  перечень основных поставщиков зерна на мировой рынок (редко когда выходя из топ-5). Перспективы на будущее еще более радужные. По данным ФАО, в 2050 году на планете будет проживать 9 млрд человек. «И все эти 9 млрд человек буду нуждаться в продуктах питания. Поэтому с уверенностью  можно сказать,  что эти тяжелые для сельского хозяйства и для нашего государства 20 лет - они заканчиваются», -  говорит Владимир Клименко, глава Украинской зерновой ассоциации. 

Рост населения и увеличение объемов производства биотоплива, на которое направляется часть пищевых ресурсов, создали почву для стабильного роста цен на продовольствие.  В начале 2008 года мировые цены на большинство продовольственных товаров достигли наивысшего уровня за последние 50 лет. В среднем цена на пшеницу в мире с 1999-го по 2007 год выросла на 108%, а за последние три года цена на зерновые выросла в 2 раза, и по мнению экспертов, эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. «Наша задача -  использовать это, чтобы заработать, это шанс для государства Украина, - говорит Владимир Клименко. - Украина последние пять лет потребляет не более 26 млн тонн зерна, и если выращиваем 52 млн тонн, то нетрудно подсчитать, что еще 26 млн тонн надо экспортировать».

Предвидя благоприятную рыночную конъюнктуру на продовольствие, правительство Украины взяло курс на увеличение урожая зерновых в стране до 80 млн тонн. И это не единственное проявление интереса государства к агрорынку. 2010 год ознаменовал новую эру в сельском хозяйстве Украины - эру, когда в сельское хозяйство впервые со времен колхозов решило вернуться государство. В августе 2010-го была создана Государственная продовольственно-зерновая корпорация – правопреемница основных активов ГАК «Хлеб Украины», однако предусмотрительно очищенная от долгов ГАКа. Ее торговое подразделение -  компания «ХлебИнвестбуд» - по итогам первого же сезона работы на агрорынке вышла на второе место по объемам экспорта зерна из страны, чему в значительной мере была обязана рекордным объемам экспортной квоты, полученной в обход прочих, более опытных игроков.  В текущем сезоне 2011/2012 пока эта компания также делает наибольшие успехи. В то время как транснационалы, придавленные новыми налоговыми новациями, практически не покупают зерно, а экспорт упал до минимальных на этот период 1 млн тонн (июль - средина августа), государственный трейдер сформировал значительные запасы зерновых и претендует на четверть всего украинского экспорта в текущем сезоне.

Теория

По мнению ряда ученых, оптимальным урожаем для Украины является 35 млн тонн, из которых 15 млн тонн  - пшеница. Такой объем полностью насыщает внутренний рынок, оставляет ресурс для экспорта и не дает ценам на зерно обвалиться. Тем не менее государство, как известно, взяло курс на наращивание производства до 80 млн тонн зерновых.

Год

Посевные площади, тыс га

Урожай, тыс тонн, в весе после доработки

Урожайность, ц/1 гектар площади уборки

1990

14583

51009

35,1

1991

14671

38674

26,5

1992

13903

38537

27,9

1993

14305

45623

32,1

1994

13527

35497

26,8

1995

14152

33930

24,3

1996

13248

24571

19,6

1997

15051

35472

24,5

1998

13718

26471

20,8

1999

13154

24581

19,7

2000

13646

24459

19,4

2001

15586

39706

27,1

2002

15448

38804

27,3

2003

12495

20234

18,2

2004

15434

41809

28,3

2005

15005

38016

26,0

2006

14515

34258

24,1

2007

15115

29295

21,8

2008

15636

53290

34,6

2009

15837

46028

29,8

2010

15090

39271

26,9

Данные: Госкомстат