Как построить бизнес по доставке корпоративной еды. Опыт Fred&Fresh

Cо-основатель и руководитель сервиса по доставке еды Fred&Fresh Сергей Анисенко рассказал Delo.UA о том, как родилась идея создания премиального фастфуда и сложно ли продвигать новый сервис по доставке еды на рынке Украины
Побудуйте ефективну HR-стратегію вашого бізнесу HR Wisdom Summit від Delo.ua та Ekonomika+
17 липня HR-лідери OLX Робота, Shell, ArcelorMittal та ще понад 30 великих компаній поділяться найкращими практиками адаптації ветеранів у робоче середовище, підтримання ментального здоров’я команди, наймання в умовах кадрового голоду та використання інновацій в HR
Забронировать участие

Умная организация питания сотрудников в офисе — это то, от чего во многом зависит их производительность труда, а соответственно и доходы предприятия. Кулинария во всех проявлениях является неизменным спутником бизнеса, и не случайно больше всего кафе и закусочных сконцентрировано в деловых центрах мегаполисов. Но во всем мире уже давно освоили новый вид этого сервиса: кейтеринг, то есть доставку готовой еды, в самых разных вариантах и комбинациях. Именно там, за границей, во время деловых поездок и путешествий, почерпнули идеи и опыт создатели Fred&Fresh, сервиса по доставке еды в офисы.

"Мои хорошие друзья, с которыми мы сейчас являемся партнерами по бизнесу, провели много лет за границей: учились, стажировались, работали. По возвращению в Украину они столкнулись с элементарной проблемой — негде быстро и вкусно покушать во время обеденного перерыва, причем съесть качественную и здоровую пищу. Так у нас появилась идея создать премиальный фастфуд по оптимальной цене, и именно опыт иностранных компаний вдохновил нас. Это произошло в 2015 году, и с того времени мы являемся постоянными клиентами наших собственных услуг. Таким образом, у нас происходит своеобразный контроль качества: если что-то не так — мы первые об этом узнаем", — рассказывает руководитель компании Fred&Fresh Сергей Анисенко.

Кулинарные шедевры в удобной форме

Главной задачей было создать продукт и услугу, которые бы одновременно отвечали сразу нескольким критериям: качество, вкус и удобство. Решение искали коллективно, основатели компании делились своим опытом и предлагали идеи его реализации в Украине. Потом был составлен огромный список ингредиентов и блюд разных кухонь мира, на основе которого бренд-шеф компании создал первое меню.

"Нам повезло. Оказалось, что мы с нашим шефом на одной волне. Мы все очень хотели сделать действительно качественный продукт, долго выбирали рецепты и провели множество дегустаций, прежде чем запуститься в июле 2015-го года. С того момента поиск новых идей и рецептов происходит каждый день — мы постоянно совершенствуем наше меню. Некоторые идеи нам приносят клиенты, к мнению которых мы относимся с особым вниманием", — делится историей первых шагов компании Сергей.

Ну а способ кейтеринга был выбран простой и современный: к началу рабочего дня сотрудники компании развозят еду заказчикам и загружают в специальные холодильники, устанавливаемые в офисах. "Мы наполняем холодильники наших клиентов с самого утра, и сотрудник компании, не выходя из офиса, и не ожидая доставки, в любой момент может перекусить. Таким образом, мы экономим от получаса до часа рабочего времени каждый день", — рассказывает нам Сергей.

Как готовился Fred&Fresh: ингредиенты успеха

"Изначально, наш сервис по доставке еды был классическим стартапом с ограниченным количеством людей и бюджетом. Одни и те же сотрудники отвечали за несколько направлений в бизнесе. В начале проекта все задачи решали лишь 7-8 человек",— рассказывает о старте бизнеса Сергей Анисенко. И добавляет, что на тот момент у компании проблем с поиском персонала не было. "Как только я начал искать людей в наш проект, оказалась, что многие мои друзья связаны с ресторанным бизнесом. По рекомендациям мы нашли своего бренд-шефа. И все получилось",— вспоминает основатель компании Fred&Fresh.

За все время работы компания не привлекала заемные средства. Текущие расходы, в том числе и на расширение клиентской сети, погашались за счет оборотных средств, а инвестиции, связанные с развитием и масштабированием бизнеса, вносились партнерами по бизнесу.

Стартовый объем инвестиций составил $10 тыс. "Для такого бизнеса как у нас, это минимальная сумма. Мы очень осторожно подошли к этому вопросу. Все дело в нашем продукте, мы хотели сделать настоящие кулинарные шедевры в удобной форме, и не знали, будет ли востребован такой недешевый фаст-фуд среди украинцев. Клиенты оценили наши старания и сейчас мы растем со средним показателем 20% в месяц",— с улыбкой говорит руководитель Fred&Fresh.

На сегодняшний день штат компании уже более 30 человек. Если полтора года назад Fred&Fresh готовил до ста блюд в день, то сегодня кухня выдает более 1000 блюд ежедневно. Рабочий процесс идет круглосуточно и даже на выходных.

Лучшая реклама — это дегустация

Основная концепция меню Fred&Fresh состоит в том, чтобы предложить клиенту полноценный комплексный обед из разных вариантов выбранных им блюд: начиная от супа и заканчивая десертом. В меню можно найти популярные современные тренды, все из натуральных здоровых продуктов, при этом, бόльшая их часть — отечественного производства.

"Мы стараемся максимально использовать овощи и фрукты украинских фермеров. Конечно, не в сезон, качество импортных овощей значительно выше, поэтому мы закупаем и их — ведь компания стремится придерживаться максимального качества круглый год. А изысканность вкуса привносят такие импортные ингредиенты, как соус ширача, сыр пармезан и тофу, тунец и другие", — констатирует Сергей Анисенко.

Такие строгие требования к качеству приготовленной еды, конечно же, вызывают некоторую сложность с поиском нового персонала. Хороший повар сегодня — одна из самых востребованных вакансий на рынке труда в Киеве. "Поэтому мы обучаем персонал с нуля под свои нужды, обеспечивая при этом высокий заработок и комфортные условия труда", — говорит руководитель компании.

В тоже время, в компании Fred&Fresh минимальные затраты на продвижение, ведь руководство компании делает ставку не на прямую рекламу. "Наша лучшая реклама — это дегустация. Мы отслеживаем статистику: 19 из 20 человек после дегустации оценивают высоко и очень высоко вкус и удобство наших продуктов", — говорят сотрудники компании.

Нестандартное продвижение

Опыт компании говорит о том, что те, кто уже отведал блюда Fred&Fresh и оценил удобство ее сервиса, рекомендуют их своим знакомым с неподдельной убедительностью. Такое "сарафанное радио" работает не хуже рекламного агентства. В результате, когда сотрудники тех или иных фирм меняли место работы, они советовали Fred&Fresh своим новым работодателям. И теперь в списке их клиентов есть такие известные компании как Microsoft, DataArt, Новая почта, LOHIKA, Fondy, SkyKillers, Internet Investments Group, Attendify, Dentons, Pulsarfour и многие другие.

Кроме того, основатели Fred&Fresh начали сотрудничать с заведениями, в которых есть большой поток людей, но нет организованного питания. Такой подход оказался выгодным всем: молодой бизнес по доставке еды начинал работу с известными компаниями, а те, в свою очередь, смогли предоставить своим клиентам возможность подкрепиться вкусной и здоровой едой.

"К нам как-то позвонили из одной компании и сказали, что готовы заказать у нас корпоративное питание, потому, что их сотрудник регулярно ел наши сэндвичи во время встреч в коворкинге Платформа и потом, вернувшись в офис, рассказывал, как это было вкусно", — вспоминает Сергей Анисенко.

Таким образом, к настоящему времени у Fred&Fresh сформировалась очень широкая и разнообразная сеть партнеров, в которую, помимо многочисленных офисов, входят также коворкинги, сеть кроссфит-клубов Сrossfit Banda, дизайн-школа Projector, спортхаб ЕБШ и тренажерные залы SportLife Delux. Кроме того, продукция Fred&Fresh появилась в замечательных уютных киевских кофейнях First Point и Его искал Хемингуэй: они к услугам тех посетителей, кто проголодался и захотел перекусить более основательно.

Современный этап развития

В начале года, опираясь на рекомендации диетологов и персональных тренеров компания Fred&Fresh представила новое сбалансированное фит-меню на основе полезных для здоровья ингредиентов. В ближайшем будущем планируется дальнейшее развитие этого направления, а также расширение ассортимента, который с недавнего времени включает в себя и комплексные блюда, которые можно разогревать.

Fred&Fresh на этом не останавливается, ведь в сфере кейтеринга в Украине большой простор для развития. Кроме того, сейчас на рынке труда идет настоящая война за хороших специалистов, которых привлекают и удерживают не только зарплатой: компании предоставляют им социальные пакеты, тратят большие бюджеты на удобные и красивые офисы, стараются обеспечить комфортные условия работы — в том числе и в вопросе питания.

"В Украине постепенно меняется корпоративная культура и все больше компаний понимают, что сотрудники и их здоровье — самый важный актив любого бизнеса. Большая часть наших существующих клиентов — иностранные и IT компании, у которых вопрос удержания ценных кадров особо актуален", — признается Сергей Анисенко.

Компания находится в постоянной трансформации. В целом, по словам основателя Fred&Fresh, любой бизнес, связанный с едой требует постоянных обновлений. "Нужно постоянно развивать свое меню, менять подходы к бизнесу, привносить разнообразие в свое предложение. Невозможно стоять на месте и ожидать от бизнеса многого. Только двигаться вперед", — с улыбкой заканчивает свой рассказ Сергей.