Зарабатывай и не вреди: как запустить бренд керамики с экологической составляющей

Фото: Э.Солдатова
Фото: Э.Солдатова
Основательница керамической мастерской "Тут і Тепер" — о гончарстве, смене профессии и защите окружающей среды

Керамический бум в Украине особенно хорошо заметен на больших выездных маркетах — несколько этажей заполнены всевозможной посудой, керамическими фигурками и домашней утварью — на любой вкус и кошелек.

Юлия Маклюк стала "гончарить" — создавать посуду из глины — несколько лет назад, еще до стремительного роста популярности студийной керамики. Сегодня "Тут і Тепер" — бренд, под которым Юлия продает свои изделия — постоянный участник маркетов.

Тогда же Юлия решила, что помимо художественной ценности и прибыли, керамика может способствовать защите окружающей среды, если мастера будут сознательно подходить к организации производства. Пойдя по этому пути, керамистка создала первый в стране экобренд керамики.

"Гончарство и особенно гончарный круг — как на нем возникало вдруг произведение искусства, — этот процесс завораживал меня всегда. Хотелось и самой попробовать, но как-то не приходилось", — рассказывает Юлия. Два высших образования в сфере экологии и социологии, успешная карьера в международных экологических организациях, постоянные рабочие командировки — Юлия всегда с удовольствием занималась деятельностью, связанной с защитой окружающей среды. Проблемы экологии не оставили ее равнодушной как профессионала и как человека.

"Но, как оказалось, в работе, связанной с социальной сферой, высок риск эмоционального выгорания. Три года назад это произошло и со мной — я плохо себя чувствовала, потеряла всякий интерес и мотивацию. Сложное эмоциональное состояние заставило меня искать выход и в творчестве тоже. Раньше мне казалось, что творчество — это в принципе не про меня, все эти высокие материи — это не работа. Со временем я кардинально поменяла мнение" — рассказывает Юлия.

В соцсети она увидела объявление о наборе на курс по керамике для начинающих. Записалась туда и пошла учиться — 3 месяца девушка осваивала новое для себя ремесло.

Курсы керамики (3 месяца) — 2,5 тыс. грн

После базового обучения были и другие курсы, всевозможные ролики на YouTube и даже длительное погружение в процесс изготовления керамики в летней школе в селе Опошня на Полтавщине — украинской мекке керамистов.

Увлечение стало занимать все свободное время и постепенно превращаться из хобби в основное занятие. И хоть Юлия все еще продолжала работать в сфере экологии, у нее дома уже появился настоящий механический гончарный круг — традиционный украинский.

Механический гончарный круг б/у — 3,5 тыс. грн

"В январе 2017 года я ушла с основной работы. Это решение далось мне сложно — страшно отказаться от карьеры, стабильной зарплаты и уйти в неизвестность. Но мне очень хотелось заниматься творчеством — тем, что приносит удовольствие, имеет какую-то пользу для общества, и, кроме того, приносит доход. В итоге керамика победила — я попрощалась с прошлой работой, и полностью "нырнула" в свое дело" — вспоминает Юлия.

Название новому бренду — "Тут і Тепер" — придумалось само собой. "Это отсылка к буддистскому понятию "здесь и сейчас" — о том, что нужно находиться в моменте, присутствовать полностью там, где ты есть здесь и сейчас. Это очень важно в гончарстве — когда ты взаимодействуешь с глиной, то сосредоточься только на процессе. Отвлечешься — ничего не получится. Это такая динамическая медитация."  

Юлия запустила странички бренда в соцсетях и стала работать. Для полноценной керамической мастерской не хватало собственного помещения и дополнительного оборудования — одним гончарным кругом не обойдешься. Помещение арендовали на территории завода в районе киевской Шулявки, но надолго там задержаться не удалось — помешали принципиальные разногласия с арендодателем. Рядом с мастерской владелец завода решили вырубить аллею деревьев, и Юлия, как эко-активистка, не могла молча наблюдать за этим. В итоге из помещения пришлось выехать через пару дней после въезда.

Аренда среднего помещения под студию — от 3-5 тыс. грн/месяц плюс коммунальные платежи

"После этого неудачного опыта мы с мужем превратили в мастерскую небольшой домик прямо у нас на участке в Ирпене, где мы живем. Это оказалось отличным решением — не нужно никуда ездить, платить за аренду. Кроме того, изготовление керамики имеет особые условия по подаче электроэнергии — не в каждом помещении можно их организовать", — рассказывает керамистка.

Много электроэнергии требуется для обязательного обжига керамических изделий, который проводится в специальных печах. Они могут работать под напряжением в 220 вольт, а могут требовать и промышленного трехфазного тока в 380 вольт. Для этого нужно специально договариваться с коммунальными службами, которые могут провести такую проводку в конкретное помещение.

Подходящую керамическую печь можно выбрать из разных вариантов — стоимость самой простой печи украинского производства варьируется в пределах $500. Юлия купила такую печь за 11 тыс. грн и поняла, что относительно невысокая стоимость — это единственное ее преимущество.

Чешская печь Rhode Ecotop

Для качественного обжига нужно было оборудование лучшего качества — немецкую муфельную печь Rhode Ecotop привезли из Чехии. Она энергоэффективна и потребляет на 20% меньше электроэнергии при обжиге, чем обычные печи того же производства.

Энергоэффективная муфельная печь — $3 тыс.

Кроме того, керамисту в ремесле пригодятся и разные мелкие гончарные инструменты — стеки, ножи, лопатки и прочее. В арсенале Юлии — продукция китайского, европейского и украинского производства. Китайское — качеством похуже, но дешевле, европейское — дорогое, но и служит долго — говорит мастерица.

Материалы для работы керамистка закупает в Украине — дистрибьюторов не много, но большой интернет-магазин "Стасенко и партнеры" покрывает практические все запросы.

Для любого изделия необходимо два обязательных компонента — глина и глазурь. Глину можно купить украинскую — ее делают в Славянске на заводе "Керамические массы Донбасса". Производство сертифицировано по стандарту ISO "Управление качеством". Украинская глина дешевле, чем зарубежная, у нее есть сертификаты Санэпидемстанции, но уровень качества очень сильно зависит от партии. "В студийной керамике ты каждый раз заново подбираешь нужную тебе глину, пробуешь, смотришь как она себя ведет, с какой температурой и глазурью правильно взаимодействует", — говорит Юлия.  

Продается глина в "валюшках", брусках по 10 или 30 кг. На одно изделие среднего размера (например, чашку) идет около 350 г глины. То есть из одного бруска можно сделать около 100 чашек, хотя при расчетах стоит делать поправку на то, что в каждой партии есть небольшой процент брака.

Керамическая глазурь, как правило, бывает двух видов — разлитая по банкам и уже готовая к использованию, и в виде порошка, который нужно размешивать.

Жидкая глазурь — от 800 грн/банка, порошковая глазурь — от 100/кг

"Я покупаю только глазурь немецкого производства, потому что она сертифицирована, не содержит свинца и максимально безопасна для использования — ее можно наносить на посуду", — говорит Юлия.

"Устойчивая" керамика

Бренд "Тут і Тепер" — единственная керамическая мастерская в Украине, которая позиционирует себя как eco-friendly производство. Охрана окружающей среды и защита экологии для основательницы — принципиальный момент.

Юлия объясняет такой подход к бизнесу: "Керамика имеет очень большое влияние на окружающую среду. Во-первых, добыча глины и материалов для создания глазури разрушает экосистему, ведь все это химические элементы, которые содержатся в горных породах. Во-вторых, любое керамическое изделие должно пройти минимум два обжига при температуре около 1000 градусов по Цельсию — а это огромные затраты электроэнергии. К примеру, обжиг одной чашки "тянет" 2 кВт/часа электроэнергии. Он занимает около 12 часов. В это время в печи могут обжигаться 10-50 изделий, в зависимости от размера. В некоторых изделиях я использую технику одного обжига вместо стандартных двух. Технически это сложно — подъем температуры в печи нужно рассчитать таким образом, чтобы изделие не лопнуло. Зато такой прием уменьшает расход электроэнергии в полтора раза.

В третьих, состав глин и глазурей очень разнится и может содержать тяжелые химические элементы — свинец, медь, кадмий — особенно в дешевом сырье. Это вредит и окружающей среде, и здоровью человека. Есть керамика, которая содержит все эти элементы. Я же сознательно сосредоточилась на том, чтобы делать максимально экологичные изделия и не использовать вредное сырье"

Я выбрала занятие, которое пагубно влияет на окружающую среду, и обязана минимизировать это влияние

Кроме того, все сырьевые отходы используются повторно без нарушения технологии. Остатки глазури нельзя вылить в землю или в канализацию — они могут загрязнять среду. Юлия собирает их в специальные емкости и использует для покрытия некоторых изделий снаружи, тогда как на внутреннюю поверхность посуды наносит только новую глазурь.

Также происходит и с глиной — остатки выливаются в квадратные гипсовые формы, которые "вытягивают" из глины лишнюю влагу, затем перемешиваются и снова используются.

Юлия работает с классическими техниками изготовления керамики с использованием двух видов глин. Первая, майолика — обычная украинская белая и красная пористые глины, которые обжигаются при невысокой температуре. И вторая — каменная масса, для которой, напротив, нужен обжиг на очень высоких температурах, из-за чего изделия становятся максимально прочными.

Любители тарелочек

Как это часто происходит с небольшими мастерскими на начальных этапах, первые заказы на керамику стали поступать еще даже до появления собственно бренда. Юлия выкладывала фото своей керамики в Facebook, и постепенно изделия начали разбирать друзья и знакомые. Социальные сети до сих пор остаются одним из главных каналов продаж — сегодня керамику от бренда заказывают уже через официальную страничку.

Кроме того, есть аудитория, которая "обитает" только в офлайне — те, кто не заказывают через Facebook, приходят на маркеты, например, на маркет керамики от Всі.Свої. "Эти покупатели никогда бы не увидели мою керамику в онлайне, а на маркете они видят все вживую и покупают. На маркете керамики я обычно продаю посуды на сумму около 15 тыс. грн. Маркеты вообще очень полезны живым общением с клиентом. Моя аудитория — в основном женская. Есть любительницы домашнего декора, есть фудблогеры, есть те, кому важна именно экологическая составляющая — веганы, вегетарианцы, приверженцы здорового образа жизни " — рассказывает Юлия.

Стоимость участия в Маркете керамики — 3 тыс. грн

Керамические изделия — популярный вариант корпоративного подарка, поэтому большие заказы от компаний случаются довольно часто. "С прошлой работы у меня осталось много контактов с общественными организациями и компаниями, связанными с экологией. Они заказывают керамику в качестве подарков сотрудникам, волонтерам, партнерам, спикерам на мероприятиях.

Им важно, чтобы изделия были эко-friendly. Тут мы сходимся. Как правило, корпоративный заказ — это около 30 изделий. Сделать больше мне пока не позволяют мощности. Недавно я сделала линейку чашек специально для Форума по климатическому образованию", — керамистка показывает посуду — несколько рядов одинаковых чашек еще без глазури, но уже с корпоративным логотипом.

"Корпоративные заказы для экоорганизаций я делаю с небольшой скидкой. Чашка с глазурью будет стоить 250 грн. При обычном заказе стоимость немного выше"

Себестоимость чашки — 50 грн, стоимость — 300 грн. Сложные изделия обойдутся в 500-600 грн

Сейчас Юлия продает свои изделия только в Украине, но в будущем рассматривает возможность выхода и на зарубежные рынки. "Может быть, я попробую работать через Etsy, но только когда объемы производства будут в разы превышать нынешние. Там нужны немаленькие вложения.

Стоимость отправки одной чашки в США — $20

Несмотря на то, что ты продаешь там по цене выше украинской, при этом отдаешь 4% etsy, 10% — посреднику, чтобы вывести PayPal, и оплачиваешь транспортировку в США. Кроме того, платишь налоги. И остается очень маленький процент. Для небольшого бренда это неэффективно."  

Хоть экспортировать свою продукцию Юлия пока не планирует, но Instagram-аккаунт бренда ведет на английском — крафтовые изделия за рубежом хорошо продаются именно через Instagram, поэтому такой задел на работу с потенциальными клиентами за границей бренд делает уже сейчас.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram