"Три посылки в одни руки": как почтовики объединились против государства

"Три посылки в одни руки": как почтовики объединились против государства
Изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие введение ограничений на беспошлинный ввоз посылок из-за рубежа произвели настоящий хайп на рынке почтовой логистики

7 декабря Верховная Рада внесла поправки в Налоговый кодекс. Среди ряда изменений украинский парламент одобрил и введение нормы ограничения на беспошлинный ввоз физическими лицами товаров в Украину. В частности, согласно принятому закону украинцы смогут в течение месяца получать только три посылки с товарами из-за границы стоимостью до 150 евро каждая без уплаты налогов. Четвертая посылка и последующие будут подлежать налогообложению. Для сравнения — сейчас физлицо в течение месяца может ввозить беспошлинно неограниченное количество посылок стоимостью до 150 евро.

Новая норма может коснуться 3,5 млн украинских граждан. Именно столько человек, по данным Украинской ассоциации директ-маркетинга, осуществляют покупки онлайн, в том числе заказывая посылки из-за рубежа.

В ходе пресс-конференции в четверг, 14 декабря, ключевые игроки рынка представили свою реакцию на принятый Радой закон, однозначно раскритиковав его.

Что не так с законом?

"Этот закон невозможно технически внедрить. Допустим, мы и "Новая почта" доставляют товары одному человеку, две посылки у них, две посылки у нас. Как будет определяться, какая из них четвертая? Та, которая 27 евро или та, которая 5? ", — возмутился и.о. генерального директора "Укрпочты" Игорь Смелянский. Он также добавил, что при принятии этой нормы не было подсчитано, сколько государственный бюджет хочет получить дополнительных доходов, и сколько средств на имплементацию этой нормы нужно будет вложить.

В целом позицию "Укрпочты" поддерживает и ее главный конкурент — "Новая почта". По мнению Инны Хомич, директора по правовым вопросам компании, проблема возникнет и со стороны администрирования налога. "В проголосованном варианте система работать не может. Не определено, кто и в каком виде будет взимать налог, кто несет за это ответственность — получатель или оператор почтовой связи. НДС нужно будет оплачивать при ввозе или после?", — очертила круг проблем менеджер компании. В частности, имплементация закона потребует интегрировать базу Государственной фискальной службы с базой экспресс-перевозчиков, однако последняя в Украине отсутствует. В стране существует только реестр почтовых операторов, который ведет НКРСИ, однако участников рынка, которые занимаются международной доставкой гораздо больше, чем в этом реестре.

Кроме того, рассчитывать почтовые отправления закон предполагает по идентификационному коду. "А как быть с лицами без гражданства или с иностранными гражданами, которые на законных основаниях находятся в Украине? Мы должны отказать им в сервисе? Это незаконно", — отмечает Хомич.

Еще одним отрицательным фактором в реализации закона почтовики видят увеличение расходов на содержание информационной базы данных, которая позволит идентифицировать каждого получателя как со стороны ГФС и таможни, так и со стороны компаний. "Нужна ИТ-система, нужны специалисты, которые будут обслуживать систему. Это может отразиться на тарифах", — подчеркивает менеджер "Новой почты".

Как считают игроки рынка, возрастет нагрузка и на таможню, которой придется существенно увеличивать штат персонала.

Кому выгодно принятие закона?

Несмотря на то, что целью принятия нового закона было наполнение государственного бюджета, участники рынка считают, что нормы об ограничениях в посылках были пролоббированы заинтересованными сторонами. Так, на рынке предполагают, что данный закон был принят в поддержку оффлайнового ритейла и является прессингом на рынок электронной коммерции.

Народный депутат Борислав Береза, в свою очередь, считает, что закон прямо лоббирует интересы нескольких крупных интернет-ритейлеров, однако назвать кого именно, он отказался. Депутат также добавил, что через комитет по противодействию коррупции закон не проходил, а многие депутаты даже не знали, что голосуют за эту норму.

К чему приведет реализация норм закона?

Почтовые операторы едины во мнении, что такие изменения в пересылке международных отправлений приведут к расширению разнообразных теневых моделей доставки товаров. "Как результат эта законодательная инициатива не создаст дополнительных поступлений в бюджет, однако приведет к развитию нелегальных способов доставки", — отмечается в совместном заявлении участников рынка.

Кроме того, закон может существенно повредить имиджу Украины на международной арене и имиджу власти среди населения, "потому что на сегодняшний момент свободная трансграничная интернет-торговля является активным мировым трендом и приобретает большую популярность среди украинцев".

Изменения в Налоговый кодекс были приняты, однако пока не подписаны президентом. Почтово-логистические операторы, в том числе "Укрпочта", "Новая почта", "Интайм", "ТММ Экспресс", Aramex (ООО "Международный Экспресс"), Meest Group, Delievery Group, а также Украинская ассоциация директ маркетинга (УАДМ) подписали общее обращение к Петру Порошенко с просьбой ветировать этот закон и отправить его на доработку в профильный комитет Верховной Рады. Теперь мяч на стороне президента.