Как телеком-решения помогут логистическим компаниям

Современная логистика сегодня не может существовать без телекоммуникационной поддержки. Какие решения помогут оптимизировать бизнес?

Телеком-решения для логистики позволяют анализировать не только перемещение груза и состояние автомобилей, но и то, как водители соблюдают безопасность движения. Например, специальный датчик может уведомить главный офис логистической компании о том, что водитель проехал большой участок, не пристегнувшись или нарушил скоростной режим. Внутри автомобиля есть датчики, позволяющие контролировать температуру, при которой перевозят груз, и уровень вибрации и передавать эти данные в компанию.

Интернет вещей и телеком в логистике

В последние несколько лет компании во всем мире активно используют технологии интернета вещей. Так, Nestle развернула беспроводные системы управления транспортными средствами (vehicle management systems, VMS). Они могут автоматически загружать данные о транспортном средстве, сообщать о проблемах и даже автоматически составлять расписание технического обслуживания машин, основываясь на реальных потребностях. VMS включает в себя интеллектуальный датчик удара, а также автоматические функции отключения двигателя, когда грузовики оставлены на холостом ходу, что позволяет снизить расход топлива и выбросы.

Химический гигант Dow Chemical использует технологии интернета вещей для контроля транспортировки и распределения грузов. В частности, различные идентификаторы (RFID, GPS, штрих-коды), а также датчики, отслеживающие перемещение грузов и условия окружающей среды при транспортировке. Данные с датчиков поступают в ERP-систему компании, где анализируются и предоставляются менеджерам в виде таблиц и графиков.

В СНГ уже несколько лет работает система, объединившая технологии RFID и IoT. Так, в магазинах при помощи RFID лент и IoT датчиков поставщики отслеживают расположение своих товаров на указанных и оплаченных полках, а также получают статистику по количеству и времени покупок и скорости пополнения данных полок новыми товарами.

У украинских аграриев также есть инструменты для управления техникой. С помощью датчиков можно контролировать перемещения техники, вносить удобрения, следить за расходом топлива и даже делать анализы грунта. Если почва сухая или удобрений недостаточно, можно быстро организовать полив или добавить нужных удобрений.

Связь на службе современной логистики

С появлением современных способов связи организация логистики намного упростилась. Кроме стандартных GPS-навигаторов, задача которых построить маршрут, есть и более современные системы. Они умеют следить за автомобилями, записывать все данные маршрута, вести учет стоянок, а в некоторых случаях даже подсчитывать расход топлива и анализировать стиль вождения автомобиля — например, фиксировать ситуации, когда водитель нарушил скоростной режим. А главное — передавать эти данные в режиме реального времени, к примеру, через мобильный 3G-интернет.

Можно мониторить автомобили, а можно — телефоны водителей. Мобильные операторы предлагают сервисы, которые анализируют положение SIM-карты и отправляют уведомления в режиме реального времени. С их помощью можно также отображать машины на карте, просматривать историю перемещений и даже отправлять SMS группе сотрудников.

Эта услуга подключается через программный интерфейс (API) и не требует серьезных затрат, покупки оборудования или выбора специальных тарифов мобильного оператора.

M2M — межмашинное взаимодействие в логистике

Помимо обычных SIM-карт можно использовать М2М-решения, ставя специальные "симки" даже на упаковку груза. M2M-карты работают дольше, чем обычные, устойчивы к внешним воздействиям и стоят недорого.

Сегодня M2M предлагают все ведущие украинские операторы связи. У каждого из них есть несколько тарифных пакетов для M2M. Со специальной услугой "Центр управления М2М" от "Киевстар", которая позволяет контролировать, управлять и работать с настройками каждой М2М карты, логистам станет гораздо проще оптимизировать бизнес и экономить затраты.

Услуги для бизнеса

Кроме инструментов, предназначенных специально для логистических компаний, операторы связи предоставляют и универсальные услуги для бизнеса, которые будут востребованы и в логистике. Например, возможность приобрести услуги коммерческого контакт-центра, предусматривающие сервисы горячей линии или службы поддержки, SMS-рассылку для абонентов, простое подключение к сети главного офиса региональных представительств и использование широкополосных каналов для передачи данных, резервирование каналов передачи данных. Что еще предлагают операторы?

1. Использование сервиса короткой нумерации для контроля транспорта (короткий номер совпадает с номером автомобиля, что упрощает вызов нужного авто). Номер привязан к автомобилю, а не к водителю.

2. Повышение эффективности взаимодействия мобильных сотрудников и сотрудников офиса. Контроль разгрузки-погрузки, предупреждения об изменениях в графике доставки и т.д. (объединение в группы номеров по логистическим признакам: товар, маршрут, хаб, склад, таможня и т.д.)

3. Обеспечение связью мобильных офисов. Поскольку этот сервис облачный, не имеет значения, где находится офис: если компания переезжает, все можно быстро запустить на новом месте.

4. Короткая нумерация + быстрый набор — оперативная связь с подвижным составом.

5. Объединение фиксированной и мобильной связи. Позволяет оперативно принимать заказы на фиксированный офисный номер и быстро перебрасывать их на мобильные номера водителей.