По кочкам "Ла Ла Ленда": о мюзикле "Величайший шоумен"

По кочкам "Ла Ла Ленда": о мюзикле "Величайший шоумен"
С 4 января в прокате идет мюзикл "Величайший шоумен", зрелищно презентующий таланты Хью Джекмана. Кинокритик Сергей Васильев рассматривает картину как своеобразный ответ "Ла Ла Ленд"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"Мотивы" реальных событий

Фильм основан на истории жизни американского антрепренера ХІХ века Финеаса Тейлора Барнума, который выдающимся образом много десятилетий подряд находил контакт с американскими зрителями, презентуя им свои проекты, среди которых:

  • музей восковых фигур и впечатляющих диковин (некоторые из них были "сочинены" им самим),
  • цирк, где это "диковинное" представало вживую (созданный Барнумом цирк работал в США до минувшего года),
  • американские гастроли знаменитой оперной певицы Дженни Линд, которую до заключения дорогого контракта он даже не слышал (ее сыграла Ребекка Фергюсон, а музыкально озвучила Лорен Олред),
  • художественно приукрашенная автобиография, которой Барнум во многом сформировал миф о себе, как о "величайшем шоумене". Для ее максимального распространения он отказался от авторских прав, разрешив всем издательствам печатать книгу. В итоге она стала одной из самых продаваемых в США.

Мюзикл достаточно свободно обходится с этими фактами биографии Барнума (как в свое время свободно обходился с ними и сам герой), обращая внимание прежде всего на его дебюты в американском шоу-бизнесе. Барнум практически самостоятельно сочиняет его, наполняя собственными фантазиями и стремительно переходя от работы в музее восковых фигур к цирковым представлениям.

При этом однозначно определить историческое время действия картины довольно сложно. "Костюмированный" ХІХ век предстает на экране абстрактно, увитый универсальными проблемами узколобости, шовинизма и систематической нетолерантности, которые своей деятельностью преодолевает Барнум — благодаря принципиальной открытости искусства цирка.

Долгий путь от чая к большому кино

"Величайший шоумен" со стартовых минут показывает, каким восхитительным может быть цирковое выступление. Картина дебютирует размашисто-энергичным номером, в центре которого — Барнум в искрящемся исполнении Хью Джекмана. Под взрывы фейерверков герой вовлекает в действие практически всех персонажей — изгоев общества, которых он собирал для своего шоу, открыв им возможность без опаски показать себя. За этим своеобразным прологом (а хронологически — одной из финальных сцен, формирующей смысловую "рамку" картины) следует история становления шоу-предприятия, узловые моменты которой представлены в трейлере.

Режиссером "Величайшего шоумена" является дебютант в большом кино Майкл Грейси, который начал работать над фильмом в 2011 году. Сам же оригинальный киномюзикл был задуман и анонсирован еще в далеком 2009 году и с самого начала опирался на интерес Хью Джекмана к истории и персонажу, без которого не смог бы состоятся (парадокс, но история "Величайшего шоумена" у студий вызывала скепсис, а не восторг).

Собственно, и Майкл Грейси появился в фильме благодаря Хью Джекману, на практике доказав звезде, что не чужд искусства мюзикла. В 2010 году они совместно трудились над рекламным роликом для чая "Липтон", в котором Хью Джекман убедительно затягивал в зажигательный танец целый токийский отель.

Короткая форма музыкально-танцевальных номеров — лучшее, что есть и в "Величайшем шоумене".

Внимание к отдельно взятому эпизоду, характерное для жанра, Майкл Грейси дополнил профессиональной рекламной "деформацией". В итоге яркость эмоциональных сцен, говорящих со зрителями музыкой и театральным движением, зашкаливает, а разрыв между высотой иллюзии и драматическим действием, не поддерживаемый "песней и пляской", оказывается практически непреодолимым.

Чтобы несколько сгладить его, уравновесив отдельные компоненты ленты, на финальном этапе к работе над "Величайшим шоуменом" присоединился опытный режиссер Джеймс Мэнголд — еще один постоянный соавтор Хью Джекмана (только в прошлом году они представили фильм "Логан"). Однако в полной мере превратить рвано-прерывистый — от номера к номеру — пунктир фильма в линию ему не удалось.

Бесконечный Хью Джекман и его верная свита

Не выходит это еще и потому, что и сюжет картины, и большинство ее персонажей отличает определенный схематизм. Барнум стремится реализовать свою детскую мечту, обеспечить благополучие любимой семьи и пробиться в высший свет Нью-Йорка, терпя на этом пути "головокружения от успехов".

Его жена (Мишель Уильямс) ведет себя точно так, как должна вести себя верная супруга, сносившая все горести по принципу "с милым рай в шалаше". Ожидаемо реагирует на происходящее и сотрудничающий с Барнумом драматург (Зак Эфрон), который сразу же и безнадежно влюбляется в одну из исполнительниц (Зендея). Музыкальные номера лишь усиливают очевидность мотивов и реакций персонажей. Они откровенно "выпевают" их зрителям — что на душе, то и на языке.

Лишь Барнум, движимый желанием пробиться из грязи в высшее нью-йоркское общество, выгрызая для себя, своей жены и дочерей лучшую долю, обладает потенциалом многосложности. Фильм то и дело намекает на его беспринципность, манипулятивность, жажду наживы, эгоизм. Даже возраст и внешний вид героя неоднозначны (Хью Джекман, хоть и сияет, но все же выглядит старше своего персонажа). Однако, намеки эти робки, а свет таланта столь ярок, что благополучно проводит героев мимо темных подворотен реальности.

В этом смысле "Величайшего шоумена" можно рассматривать, как своеобразный ответ мюзиклу-феномену "Ла Ла Ленд" Дэмьена Шазелла. Над песнями к этим фильмам трудился дуэт Бенджа Пасека и Джастина Пола, и обе картины похожим образом говорят о профессиональном карьерном росте в сфере шоу-бизнеса и личных отношениях, которые этому росту помогают далеко не всегда. Только вот итоговый результат — очень разный.

"Величайший шоумен" не глушит яркость тоскливыми джазовыми вариациями, предпочитая им оптимистичную силу рифов рок-музыки.

И после робкой попытки "Ла Ла Ленда" несколько "осушить" фантазию мелодраматичной правдой жизни полноценно погружает зрителей в волшебную музыкальную сказку, превращая "одномерность" персонажей картины в ее достоинство.

Нужно сказать, что Хью Джекман, Зак Эфрон и Мишель Уильямс прекрасно исполняют музыкальные номера. Дистрибьютор "Величайшего шоумена" Ukrainian Film Distribution сохранил для зрителей прелесть оригинала, снабдив песни украинскими субтитрами.