Телемедицина в действии или правило "золотого часа"

Телемедицина не заменима там, где время идет на минуты, а от правильного решения зависит жизнь и здоровье человека

Прошел год с момента подключения Института педиатрии, акушерства и гинекологии к телемедицинской сети, которая строится по инициативе компании "МТС Украина" в рамках проекта "Мобильная медицина", чтобы врачи имели возможность в любой момент проконсультироваться друг с другом, обсудить диагноз, передать данные исследований, собрать консилиум, не покидая рабочего кабинета.

Что изменилось за этот год, рассказала заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения неонатологии ГУ "Институт педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины", президент Всеукраинской общественной организации "Ассоциация неонатологов Украины" Татьяна Знаменская (на фото). Она не понаслышке знает значение выражения "каждая минута на вес золота". В своей работе, она часто сталкивается с ситуациями, когда от скорости принятия решения зависит жизнь и здоровье новорожденного малыша. В таких случаях переоценить значение телемедицины просто невозможно.

Рабочий день Татьяны Константиновны, с самого утра, расписан буквально по минутам: прием пациентов, телемосты с перинатальными региональными центрами, с зарубежными коллегами, выезды в региональные и столичные медучреждения для оказания консультативной помощи.

Татьяна Константиновна, для начала объясните нашим читателям, чем занимается врач-неонатолог?

Раньше нас называли мини-педиатрами. Но, согласитесь, звучит несколько странно. Поэтому сейчас общеупотребителен термин "неонатология" (происходит от греческого слова "неос" — новый и латинского natus — рождение). То есть неонатолог — это врач, занимающийся новорожденными. Первые руки, в которые попадает ребенок после появления на свет — это даже не руки мамы, а руки неонатолога. Именно он первым из врачей оценивает состояние малыша. Неонатолог должен сразу же распознать возможное заболевание, поставить диагноз и назначить лечение.

Только что мы стали свидетелями телемоста. Вы консультировали коллег в Кировограде…

Да, на связи был наш подшефный Кировоградский перинатальный центр. К нам обратился врач перинатального центра по поводу сложного новорожденного. Для таких случаев мы собираем консилиум разнопрофильных специалистов, которые в дальнейшем будут вести, наблюдать ребенка. Вместе формируем оптимальное лечение, корректируем подбор препаратов…

Благодаря круглосуточной оперативной связи в нашей работе нет случаев, чтобы помощь опоздала. Все решается очень быстро. Кроме того, повышается уровень специалистов на местах. Например, в перинатальный центр в том же Кировограде сейчас пришли много молодых врачей, очень хороший коллектив, но, к сожалению, молодежь не имеет необходимого опыта. А благодаря телемедицинской сети, они у нас учатся, набираются опыта.

Всего в Украине работает 11 перинатальных центров. Как строится ваша работа с ними?

Сотрудничаем по мере необходимости. Как многопрофильный институт, который специализируется на сложных патологиях беременных женщин, рожениц и новорожденных, мы являемся ключевым звеном в этой системе. Кроме Кировогдарского, еще есть центры в Донецке, Днепропетровске, Киеве, Харькове, Полтаве, Симферополе, Житомере, Ровно и Хмельницком. Всего же планируется открыть двадцать семь. Мы курируем все областные центры, но особое внимание уделяем тем городам, где нет медицинских вузов с кафедрой неонатологии. Тех малышей, которые могут оставаться в региональном перинатальном центре, мы ведем дистанционно, через телемедицинскую сеть. Если же возникают проблемы, с которыми не могут справиться местные врачи, специалисты нашего института выезжают к ним на помощь. А при необходимости перевозим деток в столицу, к нам.

Позволяет ли телемедицинская сеть получить консультацию зарубежных специалистов?

Конечно. Мы сотрудничаем с ведущими перинатальными центрами стран бывшего Советского Союза, Германии, прибалтийских государств. Когда совет знающего специалиста может спасти жизнь человека, то никаких границ не существует.

Расскажите, как строилась ваша работа раньше, когда телемедицины не было?

Врачи выезжали на места, или поддерживали связь по телефону. Потом появилась электронная почта, скайп. Все это — удобные средства коммуникации, но не слишком надежные в нашем случае. Год назад "МТС Украина" присоединила наш Институт к телемедицинской сети, которая исключительно надежна и работает круглосуточно. Раньше пригласить консультанта в операционную было делом довольно сложным. Теперь же врачи из любого перинатального центра постоянно могут связаться с нами и получить помощь почти моментально.

Важным в нашей работе является то, что телемедицинская сеть — это не только общение специалистов. Теперь мы имеем возможность предоставить коллегам рентгеновские снимки, данные ультразвуковых и магнитно-резонансных исследований… Кроме того, благодаря телемедицинской сети мы проводим телеконференции по актуальным вопросам выхаживания тяжело больных новорожденных. С врачами в регионах опытом делятся ведущие специалисты Украины и зарубежные профессионалы.

Татьяна Константиновна, существует ли статистика, сколько жизней удалось спасти благодаря телемедицине?

За этот год, с момента появления телемедицинской сети между перинатальными центрами, проведены консультации для более чем 250 тяжелобольных новорожденных. И это только начало. Сейчас каждый мой день расписан так, чтобы все области получили нужные консультации. Телемедицинская сеть оправдывает себя на 100%, она экономит ресурсы, усилия, а главное — время, которое пришлось бы потратить, чтобы выезжать на места.

Можете вспомнить особо запомнившиеся эпизоды из вашей работы?

У нас нет простых случаев — с такими к нам не обращаются. Мы ведь работаем с центрами третьего уровня — это учреждения, которые имеют дело с самыми сложными патологиями и осложнениями.

За каждым таким обращением — жизнь и здоровье ребенка или роженицы. Вот и телемост с Кировоградским центром был из-за такого случая. Мама во время беременности перенесла инфекционное заболевание, и ребенок родился с тяжелыми осложнениями... Мы посоветовались, изменили терапию и уже заметен результат. Думаю, все будет хорошо.

Еще одна актуальная проблема — так называемые маловесные детки (чья масса тела меньше килограмма). Раньше умирало до 90% таких малышей, а сейчас наоборот — выживает до 70-80%. В этом немалая заслуга и телемедицинской сети.

Теперь мы боремся не только за выживаемость, но и за качество жизни маленьких пациентов. Иначе говоря, эти детки должны не только выжить, но и полноценно жить дальше. За ними нужно следить до трехлетнего возраста. Над этой проблемой мы сейчас активно работаем.

Бывают ли случаи, когда родители не доверяют консультации по телемосту и требуют личного участия врача?

Да, такое бывает. Но время, потраченное на транспортировку ребенка или приезд врача, может пагубно отразиться на состоянии ребенка. Иногда может быть уже просто поздно. К счастью, большинство родителей правильно оценивают ситуацию. Я считаю, нужно работать по европейским стандартам — быстро оказывать помощь, когда она нужна.