Дайджест зарубежных СМИ: холодный привет России из Брисбена

Итоги первого дня заседания G20 в австралийском Брисбене: действия России впервые официально назвали угрозой мировой безопасности. Это и другие важные для Украины заявления в дайджесте мировых СМИ

Сегодня в мировом фокусе — президент России Владимир Путин. Снова. Но в это раз хотя бы один геополитический лагерь высказался в адрес России настолько прямо, что разночтений быть попросту не может. С дипломатической точки зрения то, что ныне произошло в Брисбене, равно брошенной в лицо российскому лидеру перчатке.

BBC передает: "Канадский премьер-министр Стивен Харпер сказал российскому президенту Владимиру Путину, что ему нужно "убраться из Украины". Президент США Барак Обама сказал, что московская "агрессия" в Украине — "угроза миру", а Великобритания пригрозила усилением санкций, если Россия не прекратит "дестабилизировать" свого соседа". Журналисты рассказывают, что первый день двухдневного саммита сосредоточился на проблеме Украины. В преддверии саммита премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что между Европой и Россией будут "совершенно другие отношения", если Европа продолжит видеть российские войска на территории Украины. Он также сообщил о возможном углублении санкций против России.

По словам Дмитрия Пескова, пресс-секретаря российского президента, Кэмерон и Путин провели беседу, в ходе которой обсудили "восстановление взаимоотношений". Однако, это, видимо, никак не повиляло на британско-американский лагерь. Во всяком случае, встреча Путина в Брисбене оказалась далеко не по-австралийски теплой, но весьма морозной.

Канада отличилась резкими высказываниями в адрес российского президента. Канадский премьер заявил Путину в лицо: "Я пожму Вашу руку, но хочу сказать только одно: Вам надо убраться из Украины". Не отстал от коллеги по континенту и президент США, который заявил, что Америка движется впереди всей планеты в деле борьбы с передовыми угрозами, в частности, с Россией. Барак Обама напрямую заявил, что агрессия России против Украины составляет угрозу миру, — передает BBC.

В понедельник министры иностранных дел стран-членов ЕС будут рассматривать вопрос углубления санкций против России. А пока, передают корреспонденты BBC, Путин выглядел достаточно изолированной фигурой на саммите в Брисбене, несмотря на то, что в водах неподалеку от Австралии в качестве моральной поддержки российского лидера ожидала группа в составе нескольких военных кораблей российского флота. Впрочем, российские чиновники сообщают, что Путин планирует покинуть саммит в воскресенье, по всей видимости, мало удовлетворенный теплотой приема.

The Telegraph пишет: "Владимир Путин намерен покинуть саммит G20 ранее, после напряженной встречи с Дэвидом Кэмероном из-за действий Москвы в Украине". По мнению журналистов, это решение российская сторона приняла после того, как представители лагеря Великобритания-США-Канада-Австралия высказались в лоб о действиях России в Украине. Так, австралийский премьер Тони Эбботт пригрозит "to shirt front" (футбольный термин, означающий агрессивный прямой удар) Путина, что фактически является физической угрозой. Канадский премьер Стивен Харпер заявил, что пожмет Путину руку, но российскому президенту надо бы убраться с украинской территории. Британский премьер прямолинейно намекнул, что Россия оказалась на "перепутье", и дальнейшая ее дорога может привести страну к углублению санкций. После напряженной 50-минутной встречи Кэмерон предупредил Путина, — Россия ставит под угрозу взаимоотношения с Европой и западом в целом, и обязана прекратить поддерживать сепаратистов на украинском востоке.

Журналисты пишут, — напряжение тем более усилилось вследствие того, что у берегов Австралии в преддверии саммита появились российские военные корабли. Сама Россия заявила, — в этом жесте не было ничего личного, как минимум в адрес Австралии. Однако, все это напоминало тряску оружием и демонстрацию силы. В телеинтервью ITV News Дэвид Кэмерон заявил: слова Путина расходятся с делом. "Пока мы не заметили, чтобы его действия следовали за его заявлениями, озвученными в предыдущих случаях".

"Дело в том, и причина встречи в том, что эта проблема имеет значение, и очень важно, чтобы Россия понимала, что на кону, и получала очень четкие сообщения". По словам британского премьера, существуют более эффективные варианты поведения России в сложившейся ситуации, что привело бы к ослаблению напряжения, но Путин не хочет идти этим путем. По словам журналистов, в ходе встречи Кэмерон и Путин "договорились не соглашаться" по некоторым вопросам, включая постоянные заявления российского лидера о нелегитимности восстания против бывшего украинского президента. Кроме того, российский президент продолжает с завидным упорством настаивать, что российские войска не пересекали границу Украины, несмотря на доступные всем доказательства и факты.

The Independent передает британский сарказм Дэвида Кэмерона по поводу российского военного подкрепления возле Австралии: "Я не ощущал необходимости везти военный корабль, чтобы быть в безопасности на этом саммите G20, и я уверен, что Путину ничего не будет угрожать". Журналисты пишут, эта шутка была не просто шуткой, но очередным уколом в адрес человека, который поддерживает сепаратистов в Украине и стремится разделить Украину в ходе наиболее "специфического" европейского кризиса столетия. Британский премьер не преминул снова сравнить Россию с нацистской Германией, и случилось это за 24 часа до намеченной встречи с российским лидером.

The Globe and Mail сообщает, что Путин вознамерился покинуть саммит G20 после жесткой критики со стороны стран запада по поводу присутствия российских войск на территории Украины. По словам пресс-службы премьер-министра Канады, на канадское предложение "убраться из Украины" Путин ответил "не позитивно". Согласно российским официальным источникам, российская сторона посчитала невозможным убраться из Украины, потому что, будто бы, "ее там вовсе нет". По словам журналистов, в преддверии саммита в Брисбене Австралия консультировалась со странами-членами о возможности не звать Россию вовсе. Однако G20, расширенная благодаря таким странам как Бразилия, Китай, Индия и пр., не достигла консенсуса в этом вопросе, в отличие от G7.

Сама Россия, кажется, не рассматривала себя в качестве нежеланного гостя саммита. Как минимум, согласно официальной версии событий. 14 ноября на сайте МИД России опубликовано интервью посла по особым поручениям, координатора в МИД России по вопросам "Большой Двадцатки" В. Лукова. Российский чиновник комментирует информагентству Россия Сегодня: "Если говорить серьезно и отвлечься от газетной "шелухи" и "мегафонной" дипломатии, то ни на каком этапе подготовки саммита "двадцатки" вопрос о так называемом отлучении России от этого форума не стоял. Говорю это уверенно, потому что я сам был частью канала, по которому шел обмен мнениями и информацией по вопросам, связанным с "двадцаткой", в последние месяцы. Приглашение на саммит поступило к российской стороне еще в декабре прошлого года. Никто его не думал отзывать". Для российской стороны политический оттенок саммита стал, по всей видимости, настоящим сюрпризом. Так, в преддверии встречи чиновник комментирует: "Я не думаю, что будет иметь место крен в сторону политики в работе саммита. Слишком много финансово-экономических вопросов накопилось".

Саммит в Брисбене действительно стал крайне показательным и своего рода переломным. Очерчена конкретная граница про-украинского лагеря, причем эта граница не размыта и с дипломатической точки зрения похожа на удар бревном по лбу. Союзнический лагерь Великобритания (и доминионы) плюс США, кажется, утомился российскими уловками. Он бьет наотмашь. Показательно и то, что в этом британо-американском хоре совсем потерялся голос Европейского Союза. Нельзя сказать, что его нет вовсе. Но он явно на порядок тише.

Для России вряд ли этот поворот был ожидаем. Все-таки резкость Брисбенского приема оказалась чрезмерной даже для российского лидера, уже привыкшего к холодку в международных отношениях. С другой стороны, именно российский лидер стал причиной такой резкости, вдруг единогласно прозвучавшей в его адрес. Военные корабли в водах около Австралии не могли не восприняться как явная угроза и потрясание оружием, с целью продемонстрировать силу и власть. Уже в комментарии перед встречей G20 Тони Эбботт позволил себе крайне грубое выражение в адрес Путина, что однозначно указывало на степень его раздражения российской выходкой. Тем более понятно, что это раздражение, усиленное давно занятой крепкой позицией британского премьера и естественно жесткой позицией Канады, вылилось в прямолинейную конфронтацию. В конце концов, никому не нравится принимать гостя, который приезжает к твоему дому в компании вооруженных до зубов солдат.

Решение Путина покинуть саммит раньше времени можно рассматривать и как реакцию человека оскорбленного, и как свидетельство нежелания идти на уступки западным силам, требующим все-таки убрать свое оружие и солдат с чужой территории. Но, к сожалению, этот шаг можно истолковать и таким образом: Путин упорно не хочет переговоров, он намерен стоять на своем до последнего, несмотря ни на что. Это дурной знак как минимум потому, что сразу понятно, — никакие громогласные заявления лидеров сильнейших стран мира не заставят российского лидера вывести своих солдат из Украины. Он ухватился за свою позицию так крепко, что разорвать эту хватку одними заявлениями вряд ли получится.

Однако и нынешний Брисбен звучит для Украины оптимистично. Про-украинский лагерь заявил о себе не разрозненно, но хором и без дипломатических уловок. Это хороший знак. Который должен быть подкреплен хорошими действиями. Иначе он останется пустым сотрясанием воздуха.