Экономика Китая начинает "жесткую посадку"

Китайская экономика начинает "жесткую посадку", говорит экономист Гэри Шиллинг. Уже в 2012 году проблемы испытает сектор недвижимости, потом они перекинутся на строительство и кредитование. Темпы роста могут сократиться с 10% до 6%

Индекс деловой активности в Китае PMI в январе 2012 года составил 50,5 пункта, то есть остается у границы, отделяющей развитие экономики от рецессии. Тем не менее это выше декабрьских 50,3 и выше прогноза аналитиков, опрошенных агентством Bloomberg, ожидавших падения под критическую черту в 50 пунктов. Эти данные дают надежду, что "посадка" китайской экономики, ожидаемая в 2012 году, будет "мягкой", говорят экономисты Bank of America Merrill Lynch. Биржевой индекс Гонконга HangSeng растет на 1,46%, индекс материкового Китая CSI прибавляет 0,4%.

Но у главы американской консалтинговой фирмы A. Gary Shilling & Co. Гэри Шиллинга, известного тем, что верно спрогнозировал начало рецессии 2007 года в США, другое мнение. Экономика Китая стоит на пороге "жесткой посадки", заявил Шиллинг.

"Чудесный рост" Китая, чья экономика основана на инвестировании и экспорте, столкнулся с сокращением объемов торговли, об этом свидетельствует падение торгового баланса на 19% за 12 месяцев по сравнению с ноябрем предыдущего года", — согласен и главный экономист Saxo Bank Стин Якобсен. Сокращение сальдо счета текущих операций также будет продолжаться, считают в Bank of America Merrill Lynch.

"Они ударили по тормозам, — говорит Шиллинг. — Но перестроиться не так просто, поскольку они были ориентированы на экспорт".

"Потребительский спрос может сократиться после того, как эффект от праздничного новогоднего периода исчезнет", — добавляет экономист BNP Paribas в Пекине Кен Пенг. Ведь "глобальная неопределенность" будет продолжать оказывать давление на экспорт.
"Экономический рост Китая будет подорван охлаждением рынка недвижимости", — опасается глава Marketfield Asset Management Майкл Шеул.

"Снижение цен на недвижимость быстро перекинется на строительство, а затем дойдет до кредитной системы. Со всеми этими проблемами Китай встретится уже в ближайшие 12—15 месяцев", — говорит Шеул.

61% экспертов, опрошенных Bloomberg, полагают, что проблемы в финансовой системе Китая начнутся позже, в 2016 году. За последние три года кредиты в Китае выросли до $4 трлн — вдвое больше, чем экономика Италии, что наводит экспертов на мысли о том, что рынок кредитования скоро сдуется.

Впрочем, за банковский сектор эксперты более или менее спокойны. "Банки в Китае по-прежнему инструмент государства. Им не позволят разориться или втянуть страну в системный кризис", — говорит стратег по развивающимся рынкам Loomis, Sayles & Co. Джозеф Тейлор. Но, хотя экономика не дойдет до настоящего кризиса, снижение темпов роста, по его словам, весьма вероятно, поскольку Китай пока не добился "почти никакого успеха" в увеличении потребления, если считать в процентах от ВВП, а кроме того, у населения много плохих долгов.

В последние десять лет среднегодовой рост экономики Китая составлял 10,4%, теперь Шиллинг предсказывает резкое падение до 6%, прочие эксперты ожидают 8%.

Проблемы Китая иллюстрируют экономические трудности многих представителей Азии. "Проблемы, с которыми столкнулись западные экономики, теперь коснулись и Азии, — говорит Якобсен. — Объемы внешней торговли уже не растут, а правительственные стимулы теряют эффективность". Вместе с европейским долговым кризисом это приведет к существенному замедлению мировой экономики. Всемирный банк в январе резко ухудшил свой прогноз по росту мировой экономики на 2012 год с 3,6% до 2,5%. "Некоторые крупные развивающиеся страны, ставшие локомотивом роста в 2008—2009 годах, теперь замедляются", — пояснил глава макроэкономического подразделения Всемирного банка Эндрю Бернс.