Технические моменты и новая стратегия: ОПЕК перед встречей в Вене

На этих выходных члены ОПЕК собрались в Вене, чтобы обсудить стратегию развития организации и технические моменты по сокращению объемов добычи нефти. И если с первой кое-как удалось достичь консенсуса, то с сокращением добычи — снова нет. Delo.UA собрало информацию о переговорах, для которых и 18 часов оказалось недостаточно

"ОПЕК? Это лишь слова, не подкрепленные действиями. Сделка будет, но она будет шаткой", — Джованни Стануово, аналитик из UBS.

28 сентября в столице Алжира члены ОПЕК договорились об уменьшении добычи в диапазоне от 32,5 млн до 33 млн баррелей в день, по сравнению с примерно 33,4 млн в сентябре. Встреча в пятницу технических экспертов (т.н. Высокого Комитета) из числа членов группы была призвана завершить детали того, как эти квоты будут распределены.

Позиции сторон перед техническими встречами

Переговоры этого уик-энда могут претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса как одни из самых продолжительных в истории отрасли — 18 часов подряд. При этом вышедшая из зала катарская делегация намекнула, что это "еще не все". В то же время основной цели — выработать квоты по сокращению объемов добычи нефти для членов и не членов ОПЕК — снова не удалось достичь.

И виной тому — внутренние разногласия в ОПЕК. Камень преткновения стар как мир: как осуществить сокращение поставок нефти, согласованное в прошлом месяце в Алжире и как распределить квоты между членами ОПЕК и не членами организации, при этом обеспечив согласие и сотрудничество крупных поставщиков?

Более 18 часов переговоров в течение двух дней в Вене дали немногим больше, чем обещание, что крупнейшие мировые производители нефти продолжат обсуждать этот вопрос в конце ноября.

Страны, не входящие в ОПЕК, провели переговоры в субботу без внесения каких-либо обязательств по поставкам. Об этом после встречи сообщил секретарь нефти и газа Бразилии Марсио Феликс, отметив, что его страна была лишь наблюдателем. Бразилия будет не ограничивать добычу нефти, а только наращивать ее. В планах на следующий год увеличение на 290 тыс. баррелей в день до общего показателя в 2,9 миллионов баррелей.

Производство будет продолжать расти в течение следующих нескольких лет, сказал Марсио Феликс.

Министр энергетики Азербайджана Натик Алиев заявил, что исход процесса зависит от Ирана и Ирака — двух стран, которые больше заинтересованы в увеличении производства, чем его сокращении. Во время встречи в субботу был сделан успешный "первый шаг", и "глобальная сделка все еще возможна".

Теперь нефтедобывающие страны должны продолжать диалог и выйти с подробными цифрами к встрече через 3-4 недели, заявил журналистам заместитель министра энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев.

Казахстан также планирует увеличить объемы производства в следующем году после перезапуска в этом месяце Кашаганского нефтяного месторождения, которое стоило 50 миллиардов долларов, а сама постройка и модернизация длилась 16 лет. В настоящее время оно перекачивает около 100 тыс. баррелей в день. Объемы должны вырасти до 200 тыс. баррелей к концу года и 370 тыс. баррелей к концу 2017 года, заявила в пятницу итальянская нефтяная компания Eni SpA.

"Запуск Кашагана — огромная сделка для нас, и мы не готовы отказаться от нее, мы не планируем этого", — сказал Мирзагалиев.

Россия, крупнейший игрок на нефтяном рынке, не входящий в ОПЕК, в принципе, поддерживает заморозку добычи "черного золота", если члены ОПЕК согласятся сократить ее.

"Только неделю назад мы встречались с президентом Венесуэлы", — сказал российский министр энергетики Новак, ссылаясь на южноамериканского члена ОПЕК.

"Венесуэла и Азербайджан согласны, что некоторые меры по стабилизации рынка должны быть приняты. Мы договорились, что цена на нефть может быть около $60 за баррель для начала", — пояснил Новак.

"Россия готова, но она хочет видеть согласованные в деталях фигуры", — сообщил один из источников.

Почему все может провалиться: Иран, Ирак и Оман

Сделка долгое время не представлялась возможной, так как ОПЕК раздирали внутренние противоречия. Переговоры о роли Ирана и Ирака в пятницу зашли в тупик. Оба члена ОПЕК хотят быть освобожденными от квот на сокращение добычи нефти и вообще от каких-либо сокращений и ущемлений. И у Тегерана, и у Багдада есть свое оправдание — желание выйти на предсанкционный уровень и война в стране. В то время как не являющийся членом организации Оман с добычей в миллион баррелей в день заявил в субботу, что он готов к сотрудничеству, но не может присоединиться, пока ОПЕК не достигнет своего собственного соглашения.

Неожиданное, добытое в последние минуты встречи соглашение ОПЕК в Алжире насчет первой за восемь лет заморозки, только проделало еще большую брешь в единстве организации и стран-партнеров за ее пределами.

Несмотря на то, что соглашение помогло подтолкнуть цены на нефть до 15-месячного максимума, выше $50 за баррель, впоследствии они упали. В случае невыполнения соглашения это повредит производителям нефти, предупредил высокопоставленный представитель организации, и тогда цена может упасть ниже $40.

"Более вероятно, что ОПЕК обойдется без соглашения в ноябре, соглашение будет достигнуто, — заявил в интервью в Дубае в воскресенье Фабио Скаччьявиллани, главный экономист инвестиционного фонда Омана. — Если они смогут договориться, то, вероятно, это будет невыразительная сделка, отягощенная множеством исключений".

Саудовская Аравия: адаптация консерваторов

С Эр-Риядом разговор особый. Теневой лидер ОПЕК с новым нефтяным министром Халидом аль-Фалихом не собирается отдавать кому-то свое лидерство в отрасли. Но теперь их позиция стала более гибкой, более адаптивной под меняющиеся обстоятельства в ОПЕК. Технические встречи в Вене дали прекрасную возможность в этом удостовериться.

Саудовцы спорили со всем ОПЕК с конца 2014 года о том, что цены на нефть должны определяться рынком и ОПЕК не должен сокращать добычу, даже под угрозой падения цен.

Однако позже, когда последний раз долгосрочная стратегия была обсуждена и отвергнута официальными лицами ОПЕК в мае 2016 года, позиция королевства немного смягчилась. В сентябре саудовская делегация лично уговаривала иранцев в Алжире в течение четырех часов и таки добилась от них согласия совместно ограничить свои поставки, чтобы повысить цены — это стало первым такого рода решением с 2008 года.

Правда, как отмечает Амрита Сен в своей последней колонке для OxfordEnergy, такое "желание сотрудничать" не означает изменения традиционного подхода саудитов к нефти.

Саудиты выделили 4 фактора успеха для своей делегации в ноябре:

- Саудовская Аравия не будет действовать в одностороннем порядке. Любое соглашение должно быть частью коллективных усилий в рамках ОПЕК и должно быть согласовано с другими ключевыми производителями, не входящими в ОПЕК;

- Существует определенный уровень производства, ниже которого Саудовская Аравия не желает опускаться;

- Любая потенциальная сделка должна быть политически приемлемой для саудовского руководства;

- Самое главное, что сделка должна иметь реальное влияние на цену на нефть и привести к росту доходов для королевства.

Но это пока лишь амбициозные планы, отмечает г-жа Сен и очень маловероятно, что они будут исполнены.

Стратегия дополнена, но будет ли исполнена?

В понедельник четыре источника в ОПЕК сообщили, что лидеры организации, которые обсуждали обновление долгосрочной стратегии с 2015 года, встретились в Вене и одобрили последнюю версию документа.

"Одобрено", — передал СМИ один из источников, добавив, что встреча "прошла гладко".

"Да, в конце концов",— сказал другой источник, добавив, что были сделаны только "косметические" правки.

Выполнение договора о сокращении реального производства по-прежнему остается проблемой для ОПЕК — в пятницу его должностные лица не смогли достичь компромисса после нескольких часов переговоров на фоне возражений со стороны Ирана и нежеланием Эр-Рияда идти Тегерану на уступки.

Но другие официальные лица ОПЕК, включая Генерального секретаря Мохаммеда Баркиндо, сохраняют оптимизм и утверждают, что окончательная сделка по сокращению поставок будет согласована, когда министры нефти встретятся 30 ноября.

Все вышеизложенное будет продолжать оказывать давление на ОПЕК. По мнению аналитиков и экспертов, потенциальная сделка не сможет быть столь же аккуратной и удовлетворяющей всех.

В самом худшем варианте ОПЕК может просто принять решение о переносе некоторых сложных решений по отдельным квотам на более позднюю дату и надеяться на снисходительность рынка. Но это крайне маловероятно.