За день до встречи ОПЕК в Вене: хрупкий фасад оптимизма

Несмотря на возможность заключения сделки по сокращению добычи нефти, разногласий в ОПЕК и вокруг нее еще очень много. Delo.UA подготовило обзор позиций ключевых игроков на нефтяном рынке перед завтрашней официальной встречей в Вене

"Проблема для Саудовской Аравии в том, что это не 1980-е и 1990-е годы, когда она могла использовать свое влияние на других и добиваться желаемого. Сегодня такие члены как Иран и Ирак одинаково сильны и стремятся гарантировать себе большую долю рынка", — Абхишек Дешпанд, главный энергетический аналитик Natixis SA.

Вена за день до встречи: что за красивым фасадом?

Пока международные журналисты проводили выходные в поисках свободных номеров в дорогих отелях и работающих поздно вечером венских магазинов, официальные делегации и нефтяные министры стран-членов ОПЕК постепенно стекались в столицу Австрии. Завтра, 30 ноября, состоится официальная встреча, которую уже называют "исторической" и "самой важной за десятилетия". На ней впервые с 2008 года могут принять решение о сокращении добычи мировой нефти для стимулирования роста ее цены.

Но не все так гладко, как это преподносится самими делегациями и экспертами. Самое популярное слово в нефтяной тусовке этой недели — "оптимизм". Но оно уже набило оскомину, поскольку за красивым фасадом кроются старые разногласия, невозможность договориться, бесполезные технические комитеты, работающие по 10 часов подряд, отмена важных встреч.

Несколькими днями ранее Саудовская Аравия публично усомнилась в целесообразности проведения встречи с не-членами ОПЕК, поскольку сама Организация экспортеров нефти остается разделенной по ряду вопросов. Уже сегодня Россия официально заявила, что не будет принимать участие в завтрашней встрече. На фоне таких заявлений и демаршей нефть снова пошла вниз, а с ней — и надежды заключить хорошую сделку.

Алжир: челночная дипломатия ОПЕК на фоне кризиса

Алжирские договоренности, достигнутые в сентябре, заложили фундамент будущей встречи ОПЕК в Вене, но сама североафриканская страна, единственная, которой не коснулась рука Арабской Весны, испытывает все больший экономический спад из-за низких цен на нефть. В этом контексте Алжир крайне заинтересован в успехе предприятия.

Министр энергетики Алжира, один из главных спикеров ОПЕК Нуредин Бутарфа прилагает для этого все усилия, исполняя роль "челночного дипломата" между Саудами, Ираном и Москвой.

Когда-то одна из богатейших стран Африки, сейчас Алжир борется с растущим дефицитом бюджета. Запасы Госрезерва с 2013 года упали на 87% с 2013 года до примерно $6,7 млрд, по данным Министерства финансов. Власти начали делать иностранные заимствования впервые за два десятилетия — в этом месяце Алжир согласовал 900 млн евро ($996 млн) кредита от Африканского банка развития.

Правительство пытается обуздать импорт и продать внутренние облигации, чтобы повысить ликвидность. Но этого будет не достаточно, чтобы компенсировать снижение доходов от нефти и газа — они составляют 95% экспортных поступлений, по словам Мохаммеда Саида Бегуля, бывшего директора государственной энергетической компании Sonatrach, а ныне аналитика.

"В текущих ценах мы не сможем прожить даже два года", — сказал Бегуль. — "Есть несколько миллиардов валютных резервов, но они растают как снег через 8-10 месяцев, если цена барреля останется как есть".

В последней отчаянно попытке "навести мосты" Бутарфа и его венесуэльский коллега Эулогио Дель Пино встретились в Алжире перед поездкой в ​​Москву в понедельник, по словам двух делегатов, знакомых с вопросом. Кроме этого, были проведены переговоры с министром нефти Ирана Бижаном Зангане в Тегеране в субботу, где Бутарфа упрашивал Тегеран сократить добычу для членов ОПЕК на 1,1 миллион баррелей в сутки.

Ирак и Иран: бороться "до последнего барреля"

После 10-часового совещания в понедельник Ирак и Иран продолжают высказывать возражения, по словам делегата ОПЕК, который попросил не называть его имени из-за чувствительности переговоров. Напомним, Ирак и Иран требуют для себя особенных условий, а именно исключения себя из квот на сокращение добычи нефти. Тегеран ссылается на то, что хочет восстановить досанкционный уровень добычи (4,2 млн баррелей в сутки), а Ирак оправдывается войной в стране и противостоянием ИГ. Практически все последние переговоры были безуспешными именно из-за принципиальной позиции этих двух стран.

В ходе встречи страны боролись до самого последнего барреля. Иран предложил сделку, по которой он замораживает производство на уровне 3,975 млн баррелей в день, или на около 200 000 баррелей в день выше его текущего уровня, по словам двух делегатов ОПЕК, знакомых с ходом переговоров. Саудовская Аравия выдвинула Ирану встречное предложение — ограничить выход на показателе 3,707 млн ​​баррелей в день, примерно на нынешнем уровне.

Пока не ясно, получат ли эти предложения поддержку в среду.

"Возрождение утраченной доли Ирана на нефтяном рынке является национальной волей и требованием иранского народа", — категорично постулировало иранское информационное агентство Shana, процитировав министра нефти страны Бижана Зангане.

С Ираком ситуация немного иная. В Багдаде завышают оценку добычи нефти, она выше, чем информирует ОПЕК. И это тоже причина для спора и отстаивания своей позиции.

Россия: отказ от сотрудничества

А пока ОПЕК пытается решить свои разногласия, группа просит и других крупных производителей, включая Россию, сократить производство на целых 600 000 баррелей в день.

Кремль до сих пор сопротивляется этой просьбе. Москва вместо сокращения добычи предлагает ее заморозку на нынешнем уровне. Министр энергетики РФ Александр Новак во вторник заявил, что не планирует быть в Вене в среду, но Россия готова говорить с ОПЕК, как только группа достигнет внутреннего консенсуса. Эта же позиция России стала причиной отмены ряда запланированных ранее встреч, в том числе с не-членами ОПЕК.

На прошлой неделе Саудовская Аравия вышла из встречи, утверждая, что ОПЕК должна разобраться в своих внутренних проблемах, прежде чем вступать в диалог с другими производителями.

Ранее об отказе сокращать добычу заявила еще одна страна Северной Африки — Ливия. Завтра, 30-го ноября, может быть достигнуто соглашение, которое удовлетворит все стороны, но как и фасад самой ОПЕК, оно будет хрупким, без особых надежд на исполнение — слишком много желаний, амбиций и конфликтов вплетено в его будущие строки. В случае провала, предупреждают эксперты, нефть может снова рухнуть, но до какого предела — никто точно не скажет (назывались цифры в пределах 10-30 долларов за баррель).

Год назад в Goldman Sachs заявили, что глобальное перенасыщение будет толкать цены на нефть вниз, вплоть до $20. Цены упали до многолетних минимумов в $27 за баррель в январе 2016 года.