За месяц до встречи ОПЕК. Взлетит ли нефть опять до $100

Через месяц и пять дней в австрийской Вене члены и не-члены ОПЕК будут решать, продлевать ли достигнутую сделку по сокращению добычи нефти. И хотя основные члены картеля выражают сдержанный оптимизм насчет будущего заседания, сомнения и собственные амбиции все еще играют большую роль в нефтяной политике. Delo.UA решило разобраться, насколько велики шансы продлить договор, который должен поднять упавшие цены на нефть
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В октябре 2016 года ОПЕК заключил внутри своего картеля и среди не-членов организации сделку, по условиям которой страны обязались сократить добычу согласно квотам, чтобы устранить перенасыщение рынка "черным золотом" и поднять упавшие до минимума цены. Одно время за баррель нефти давали около $20, но потом ситуацию удалось выровнять, в том числе существенными сокращениями добычи, и цена поднялась примерно до $50.

Но и этого основным производителям не хватает: инвестиции в отрасль уменьшаются, цена не растет, а вот бюджетный дефицит стран Персидского Залива — очень даже. Да и не все члены более широкого картеля соблюдают условия сделки, а некоторые государства открыто отказались ее соблюдать. Все это бросает тень на престиж ОПЕК, и показывает Организацию как институт, неспособный договариваться и контролировать исполнение своих же договоров.

С таким не очень приятным багажом нефтяные министры и пакуют вещи в Вену на конференцию, которая должна стать кульминацией всех слухов и пересудов. На ней страны ОПЕК и примкнувшие к ним государства решат, продлевать ли сделку по сокращению добычи нефти еще на полгода.

Страны Персидского Залива больше всех страдают от бюджетного дефицита в условиях низкой цены на нефть и тренд сохранится как минимум до 2020 года

Недостигнутая цель и новые задачи: ОПЕК перед заседанием

"Ряд крупных стран-производителей сырой нефти уже достигли предварительного соглашения о продлении сокращения производства", — заявил в четверг министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих, но все будет решаться, как всегда, на месте событий. На сейчас ясно одно — за прошедшие с момента прошлой сделки месяцы ОПЕК не смог добиться значительного повышения цены на нефть за счет сокращения добычи до исторического за пять лет минимума.

"Несмотря на высокий уровень приверженности, мы еще не достигли нашей цели, — пояснил в Абу-Даби министр Аль-Фалих. — Существует предварительная договоренность о продлении сокращения, чтобы ее достичь. Страны, участвующие в переговорах, еще не достигли консенсуса, и мы ждем их согласия во второй половине года. Мы не обязательно сократим добычу снова на шесть месяцев."

Вне Персидского Залива сокращение поддерживают Иран и Венесуэла, а также, по сообщениям из Москвы, Россия. Министр нефти Ирана обязался заморозить "выкачку" на уровне 3,8 млн баррелей в день до конца года (напомним, на прошлой конференции Иран до конца стоял на 4 млн баррелей, но в итоге уехал ни с чем).

Большая часть присутвовавших на конференции ОПЕК в Абу-Даби высказали мнение, что цена останется в пределах $50, даже если сделка не состоится

ОПЕК и Россия пока не достигли окончательного соглашения о продлении, сказал репортерам Иссам Аль-Марзук, министр энергетики Кувейта. Россия, с другой стороны, достигла договоренности об этом с Саудовской Аравией и скорее всего будет поддерживать расширение.

В то же время три страны из списка членов ОПЕК, а именно Саудовская Аравия, Кувейт и Ирак, установили новую задачу на будущее: поднять цену за баррель хотя бы до 60-70 долларов США для поддержания экономики и противостояния потоку американской сланцевой нефти.

"Ирак хочет цены в $60. Это наша цель", — сказал министр энергетики Ирака Джаббар аль-Люайби в интервью. Люди, знакомые с саудовской и кувейтской политикой нефти, подтвердили, что эти страны также теперь хотят $60 за баррель. Багдаду нужно больше нефти и высоких цен для борьбы с ИГ. На этой основе багдадцы снова требуют исключить Ирак из возможной будущей сделки и разрешить стране добывать больше этого ископаемого топлива.

Кувейт нуждается в более высокой цене, чтобы стабилизировать экономику, пострадавшую от ее спада.

Саудовская Аравия ищет более высокие и стабильные цены на нефть в преддверии первого в истории публичного размещения акций ее государственной нефтяной компании Saudi Aramco. Королевство планирует выпустить до 5% акций компании в публичное обращение, что будет способствовать диверсификации саудовской экономики.

Собираясь в Вену: еще немного цифр

Поскольку цифровые показатели в этом деле так же важны, как и прогнозы, и геополитические игры, позволим себе еще немного углубиться в них. Итак, общая цифра добычи нефти членами ОПЕК за март — 31,85 млн баррелей в день, что на 180 тыс. баррелей меньше, чем в феврале — сокращение не полностью, но работает.

Только три страны за прошлые два месяца нарастили добычу — Габон и Иран по 20 тыс. баррелей в день. Ну, а Саудовская Аравия сразу на 150 тыс баррелей в день, что все равно находится в рамках ее квоты (10,54 млн баррелей в день, сауды добывают около 10,11 млн).

Эквадор, Алжир и Ирак "вышли в ноль" — добыли одинаково в феврале и марте. Остальные в последний месяц зимы добыли меньше, чем в начале весны.

Добыча нефти в Нигерии снизилась на 800 тысяч баррелей в день

Меньше всех в марте добыла Нигерия — на 110 тыс. меньше, чем в феврале (1 млн 590 тыс. против 1 млн 700 тыс.) Еще позже добыча упала вообще до 1,2 млн из-за боевых действий в дельте Нигера и приостановки нескольких добывающих скважин, хотя еще недавно она составляла 2 млн баррелей. Нигерия все еще остается крупнейшим производителем нефти в Африке, но указанные выше причины позволили Анголе — другому богатому нефтью государству континента — временно возглавить список.

Отдельно стоит упомянуть Россию. Там добыча держится на уровне 11 млн баррелей в день, что на 1 миллион баррелей больше, чем у лидера ОПЕК — Саудовской Аравии. При этом сокращение добычи в РФ составляет лишь 60-67% от согласованного с ОПЕК ( Россия сокращает на 200 тыс., хотя должна на более чем 500 тыс. баррелей в день).

Министр энергетики России Александр Новак заявил в эти дни из Токио, что его страна постепенно сокращает все больше и скоро хочет выйти на показатель "300 тыс. баррелей в день". Но верится этому, как и всем заявлениям России, слабо.

ОПЕК и будущее нефти: инсайты из Абу-Даби

Цена — это в некотором смысле символ для членов ОПЕК, но символ очень волатильный и может подниматься и падать даже на фоне слухов, а также зависит от непредсказуемых переменных, таких как спрос на "черное золото" в Китае, перебои с поставками из Ливии и бурение на шельфе в США. В 2013 году тогдашний министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заявил, что $100 за баррель — "разумная цена" для потребителей и производителей; в последующие годы цены на нефть рухнули до $20.

Такие события заставляют аналитиков снова и снова поднимать вопрос о будущем нефти как ресурса и успешной стратегии ОПЕК. Прошедшая вчера в Абу-Даби конференция дала пищу для размышлений. Например, Халид Аль-Фалих позволил себе помечтать, что нефть в будущем будет еще более востребованной, чем сейчас, и подчеркнул, что экономические реформы в регионе не означают отказа от нефти. Бахрейнцы посетовали, что низкая цена не стимулирует инвесторов вкладывать деньги в отрасль.

А вот как стратегию ОПЕК видит аналитик энергетического рынка Джон Кемп: "Сообщения ОПЕК о высоких уровнях выполнения условий сделки потеряли большую часть своей эффективности и их уже недостаточно, чтобы убедить хедж-фонды и инвесторов. Организация должна противостоять скептицизму и возвращать менеджеров хедж-фондов на свою сторону. А для этого нужно как можно раньше убедить их в том, что сокращение добычи продлят".

Кроме того, добавляет он, "растут сомнения относительно того, действительно ли ОПЕК сокращает поставки настолько, насколько ожидалось, а запасы сырой нефти в мире падают, как ожидалось".

Ну и закончим свежим банковским прогнозом пресловутой цены на "черное золото". Лондонский банк "Барклайс" пересмотрел свои ожидания и выступил с заявлением, что в 2018 году цена за один баррель составит $62 — на 5 долларов меньше, чем в первоначальном прогнозе. Это укладывается в ожидания от ближайшей встречи в Вене, но этого все равно недостаточно, чтобы полностью сбалансировать нефтяную сферу. Все решится в маленьком Кувейте через месяц.