Деловые итоги дня: На украинском авиарынке появился новый монополист

Кабмин упростил куплю-продажу автомобилей, Китай может ограничить экспорт украинского подсолнечного масла, а Fitch присвоило рейтинг евробондам ДТЭК — таковы деловые итоги 4 апреля
Кому досталось наследство "АэроСвита"

По данным Госавиаслужбы, крах крупнейшего перевозчика существенно количество пассажиров не изменил — за январь-февраль отечественные авиакомпании перевезли лишь на 19,9% меньше, чем в прошлом году. Что, в общем-то, неудивительно. "Существенного падения пассажиропотока не произошло. На тех маршрутах, где работал "АэроСвит", уже летают другие авиакомпании", — заявил первый заместитель главы Государственной авиационной службы Украины Александр Гречко. В первую очередь это "Международные авиалинии Украины", получившие львиную долю направлений еще до объявления о банкротстве "АэроСвита" по код-шерингу.

"Если бы нам дали Тель-Авив, я поверил бы в то, что направления распределяются честно", — возмущался на прошлой неделе в кулуарах круглого стола на тему коммерческой авиации юрисконсульт одной из авиакомпаний, претендовавшей на значительную часть освободившегося после "АэроСвита" рынка.

Больше всего он — как, впрочем, и другие представители авиакомпаний — был возмущен тем, что практически все привлекательные направления получила МАУ. Причем без соблюдения необходимой процедуры предоставления бизнес-плана перелета и конкурса.

После банкротства "АэроСвита" его ближайший конкурент — "Международные авиалинии Украины" — открыл 29 новых направлений. Количество рейсов МАУ выросло примерно в полтора раза.

"За месяц до банкротства "АэроСвита" его руководство подписало с "Международными авиалиниями Украины" код-шеринговое соглашение, передав рейсы МАУ, выступившей операционным перевозчиком. Комиссия Госавиаслужбы это утвердила", — рассказывает партнер юридической фирмы "Астерс" Вадим Самойленко. Таким образом, МАУ стала летать в Прагу, Тель-Авив, Москву, Таллинн, Ташкент и Неаполь, причем не только из Киева, но и из других аэропортов страны.

Как объяснил Самойленко, банкротство крупнейшей украинской авиакомпании ситуацию не изменило — пока "АэроСвит" существует как юрлицо, право на код-шеринговые рейсы сохраняется за МАУ. И даже после того как банкрот будет ликвидирован, "Международные авиалинии Украины", как операционный перевозчик, получит первоочередное право на все эти рейсы.

О масштабах передела можно судить по тому, что, по данным самой МАУ, в первом полугодии 2013 года авиакомпания открывает 29 новых направлений. Количество рейсов соответственно вырастает примерно в полтора раза.

В Госавиаслужбе категорически отрицают, что на месте бывшего фактического монополиста взращивает нового. "Разрешения могут спокойно получить многие компании. Сейчас заявок на них очень много — все запасаются на будущее. Даже если у компании два самолета, она может просить разрешения на сотню направлений", — утверждает Гречко. Замглавы Госавиаслужбы не преминул попенять перевозчикам: по его словам, Украина фактически добилась режима открытого неба с Россией, Грузией, Испанией и ОАЭ — теперь летать туда можно без заключения межгосударственных соглашений. Но очереди желающих выполнять рейсы в эти страны, по словам Александра Гречко, нет.

Кабмин упростил куплю-продажу автомобилей

Кабмин одобрил изменения в порядок купли-продажи транспортных средств (ТС), предполагающие, в частности, оформление соответствующих договоров непосредственно в подразделениях Госавтоинспекции (ГАИ).

Как сообщает пресс-служба Министерства внутренних дел, соответствующий проект постановления "О внесении изменений в Порядок осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами и их составными частями, имеющими идентификационные номера" был одобрен на заседании правительства в среду, 3 апреля.

Согласно сообщению, нормативный акт разработан МВД. Он предусматривает также возможность продажи ТС без перерегистрации в случае, если оно получено в наследство.

Кроме того, будет отменено требование о необходимости снятия транспортных средств с учета для их последующей продажи через торговые организации.

По мнению экспертов, новые правила торговли авто должны сократить количество обращений в МРЭО и исключат ненужные операции, например, снятие авто с учета: теперь при продаже авто его сразу перерегистрируют на нового владельца.

Китай может ограничить экспорт украинского подсолнечного масла

Один из крупнейших в мире импортеров растительных масел — Китай — отказывается от закупки подсолнечного масла из Украины без наличия фитосанитарного сертификата.

В частности, КНР отказывается от закупки подсолнечного масла из Украины без наличия фитосанитарного сертификата, в результате чего страна рискует потерять один из крупнейших и перспективных рынков сбыта данной продукции.

Как сообщил генеральный директор отраслевой ассоциации "Укролияпром" Степан Капшук, Китай — один из крупнейших в мире импортеров растительных масел, и потеря такого перспективного рынка для Украины будет сдерживать экспорт украинского подсолнечного масла.

По оценкам "Укролияпрома", в 2012/2013 маркетинговом году в Украине будет произведено 3,6 млн тонн подсолнечного масла. Экспорт ожидается на уровне 3,2 млн тонн. В последние несколько лет крупнейшими производителями масла в Украине и его поставщиками на внешние являются компании Kernel, Cargill, Glencore и Bunge.

Издание отмечает, что в структуре экспорта подсолнечного масла из Украины Китай входит в десятку крупнейших стран с долей 5,5% по итогам 2011/2012 маркетингового года (с 1 сентября 2011-го по 31 августа 2012 года).

По оценкам представителей Cargill и Bunge, в среднесрочной перспективе страна может нарастить ежегодные поставки масла в Китай до 500 тыс. тонн. Учитывая, что текущая цена подсолнечного масла на условиях FOB порт Южный составляет $1,1 тыс. за тонну, Украина рискует потерять рынок сбыта объемом порядка $550 млн.

Основная проблема блокирования поставок подсолнечного масла из Украины в Китай заключается в том, что действующее украинское законодательство не предусматривает выдачу фитосанитарного сертификата на растительное масло. В результате, по мнению экспертов, Украина рискует потерять перспективный рынок сбыта объемом $550 млн в год.

Вложения киевлян в элитную недвижимость за месяц выросли на 130%

В марте 2013 года объем капиталовложений в элитную недвижимость столицы (стоимостью от 2,4 млн. грн.) составил $8,48 млн., что выше результатов февраля на 130%.

По итогам месяца доля элитного сегмента в общем количестве сделок составила 5,1%. При этом доля средств, вложенных в элитные объекты, составляет 16,9% от всех капиталовложений в недвижимость в марте.

Коммерческие объекты составили 8,3% рынка дорогой недвижимости. В этом сегменте приобретались как нежилые фонды на 1-х этажах (от 300 кв. м), так и профессиональные офисные помещения, а также коммерческие площади под размещение магазинов, аптек, отделений банков (первая линия, отдельный вход, витринные окна). Располагались данные предложения в Печерском и Шевченковском районах.

"Приоритет в расположении бизнес-недвижимости сместился в марте с традиционно деловых улиц — Б. Васильковская, Горького, Б. Житомирская в так называемый тихий центр — ул. Тургеневская, Павловская, Мельникова. Это можно объяснить оптимальной ценовой политикой данных предложений, а также, в отличие от делового центра, наличием парковочных мест, зеленых зон и прочих "бонусов", — пояснила ситуацию генеральный директор АН Park Lane Галина Мельникова.

Загородные дома заняли долю 16,7%. Сюда вошли особняки в Обуховском направлении, полностью готовые к проживанию, с обустроенной территорией, бассейнами и т.д.

Доля квартир составила 75% рынка элитной недвижимости в марте. Тенденцией этого месяца стало то, что все приобретенные квартиры были расположены в домах 2006-2010 годов постройки. Это апартаменты от трех комнат, площадью от 120 кв. м в Печерском, Шевченковском и Оболонском районах.

Самой дорогой сделкой февраля стала покупка коммерческого помещения на ул. Тургеневской, стоимость которого составила 5360 тыс. грн. ($670 тыс.).

"У нас есть все основания предполагать, что в ближайшие месяцы доля элитной недвижимости на рынке будет расти. Март уже стал реальным подтверждения данной тенденции. Ожидаем, что активнее будут реализовываться объекты стоимостью от $500 тыс. Также вполне традиционными прогнозами весеннего сезона является активизация спроса на загородные дома, которая остается актуальной и в этом году", — поделилась анализом и прогнозами рынка Галина Мельникова.

Fitch присвоило рейтинг евробондам ДТЭК

Рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило пятилетним евробондам крупнейшей энергетической холдинговой компании "ДТЭК" на $600 млн с купоном 7,875% приоритетный необеспеченный рейтинг "В" и рейтинг возвратности активов "RR4".

Поступления от выпуска будут направлены на рефинансирование облигаций на $500 млн, выпущенных в 2010 году с погашением в 2015 году, и для финансирования капитальных затрат ДТЭК, оборотного капитала, новых приобретений и других общих корпоративных целей.

Напомним, крупнейший частный энергетический холдинг Украины ДТЭК, входящий в состав финансово-промышленной группы "Систем Кэпитал Менеджмент", разместил на рынке пятилетние евробонды на $600 млн.

Более 75% украинцев получают дополнительное образование за счет работодателя

Почти все опрошенные международным кадровым порталом HeadHunter (87%) считают: учиться во время работы необходимо. В первую очередь для того, чтобы постоянно повышать свою квалификацию. Еще десятая часть респондентов (11%) рассматривают обучение важным для саморазвития, но вовсе не обязательным. И только 2% называют дополнительное образование бесполезной тратой времени.

Больше других заинтересованы в дополнительном обучении IT-специалисты (94%). И это не удивительно — чтобы быть востребованным, разработчик обязан быть в курсе всех новшеств и постоянно повышать квалификацию. Не отстают от айтишников агроменеджеры (92%) и работники сферы услуг (90%). Меньше других заинтересованы в повышении квалификации работники гостиничного и ресторанного бизнеса.

Чем выше должность офисного работника, тем лучше он понимает необходимость дополнительного образования. Так, процент линейных менеджеров, считающих дополнительное образование необходимым, — 75 %, управленцев среднего звена — 88%, а среди ТОП-менеджеров обязательным повышение квалификации считают 91 %.

В среднем более чем половина офисных сотрудников (65 %) получали дополнительное образование по инициативе работодателя. Чаще всего своих работников обучают крупные компании — чем больше компания, тем больше процент тех, кого обучают.

Больше других обучают своих сотрудников работодатели в агросфере, банках, консалтинге и IT.
Очевидно, что обучение в банках необходимо, так как большое количество сотрудников должны работать по единому стандарту и постоянно быть в курсе новых продуктов и изменений. Схожим образом обстоят дела в IT-сфере — быть в курсе всех обновлений значить быть успешным в бизнесе.

Самые популярные виды обучения у работодателей — профессиональные тренинги, психологические тренинги, "полевое обучение" или стажировка. А вот на глобальные проекты — помочь сотруднику получить МВА или второе высшее образование, или хотя бы краткосрочное бизнес образование — компании идут неохотно и не часто.

У тех, кто пока не успел поучиться по воле работодателя, есть несколько причин. Первая и главная — в компании вообще не проводится обучение сотрудников (80%). Как мы упоминали выше, такая ситуация чаще встречается в небольших или средних компаниях. А вот в крупных компаниях более популярная причина имеет временный характер — специалист просто не попадает в обучающие программы или пока не нуждается в них. Десятая часть сотрудников не учатся по причине отсутствия финансирования.

Если работодатель требует от сотрудников повышение квалификации, он, как правило, за него и платит. В 77% случаев образование проводится за счет работодателя, реже (17%) часть оплачивает работодатель, а часть сотрудник. Очень редко оплачивать учебу из своего кармана приходится самому работнику (5%), иногда они делают это на льготных условиях (1%). Чем больше компания, тем чаще платит работодатель. В компаниях до 100 человек за обучение сотрудников платят из бюджета в 69% случаев, а в более крупных организациях этот процент доходит до 82%.

Интересен также тот факт, что за линейных сотрудников и менеджеров среднего звена работодатели платят чаще, чем за ТОП-менеджеров (78% против 61%). Очевидно, что дорогое, часто индивидуальное обучение, необходимое руководителям высшего звена, работодатель может позволить оплатить себе только частично.

Работодатели часто заинтересованы в активном обучении линейных специалистов и менеджеров среднего звена еще и потому, что из них удобнее "выращивать" ТОП-менеджеров в своих рядах, чем брать на высокую должность незнакомого человека. Например, лауреат Премии "HR-Brand 2012" компания "Фокстрот" основала у себя целую "Школу директоров". В ней проходят обучение молодые, но перспективные сотрудники. У каждого из них есть шанс после окончания попасть на позицию руководителя розничного магазина. Благодаря этой системе, компания закрывает более половины управляющих вакансий из своих внутренних резервов, а это и дешевле, и эффективнее.

Кто платит — то и заказывает музыку, а точнее, программу обучения. В больше чем половине компаний (65%), чему и как учиться, определяют за сотрудника либо непосредственный руководитель, либо генеральное руководство компанией. Реже (23%) такое решение принимается сообща, учитывая мнение и сотрудника и менеджмента, очень редко (12%) у работника есть возможность самому определить, чему лучше учиться.

Отели каких стран хвалят украинские туристы

По самым скромным подсчетам аналитиков туристического рынка в 2012 году за рубежом отдохнуло порядка 1,3 миллиона украинских туристов, львиная доля которых останавливалась в отелях. И если еще лет семь назад решающим фактором при выборе гостиницы была цена и удобное расположение, то за последние годы туристы все чаще учитывают субъективный фактор — отзывы других путешественников. По данным различных опросов, при выборе отеля на отзывы в интернете ориентируется почти половина туристов, и с каждым годом тенденция усугубляется. Эксперты связывают это со стремительным увеличением количества самостоятельных путешественников.

Турист уже прочно засел в онлайне. Например, отзывы об отелях на специализированном портале ТурПравда ежедневно просматривает от 50 тысяч пользователей в межсезонье до 100 тысяч в высокий сезон. Только за далеко не самый туристический месяц февраль туристы оставили более 650 новых отзывов, а за весь год — более 15 тысяч.

"Страницы отзывов составляют примерно 14,5% просмотров страниц. Однако выбрать отель помогают не так отзывы, как оценки. Примерно половина просмотров страниц составляют страницы, на которых есть оценка отеля туристами", — утверждает руководитель проекта ТурПравда Антон Ковнир.

На основе этих данных составлен рейтинг стран, отдыхом в отелях которых туристы довольны больше всего. Больше всего оваций сорвали отели островных государств — Мальдив, Доминиканы, Индонезии, Шри-Ланки и Кипра. Отлично отдыхается нашим туристам в большинстве отелей Польши, Хорватии, Черногории, Объединенных Арабских Эмиратов, а также в родных украинских Карпатах.

В то же время не особо впечатляют наших туристов отели Туниса — средняя оценка — 5,5 при 345 отзывах. По сравнению с 2011 годом ослабили свои позиции отели Мексики — средняя оценка — 6,3 (в 2011 году — 8,1) и Латвии — средняя оценка — 6,2 (в 2011 году — 7,9), а вот отели Финляндии наоборот нашли немало поклонников среди наших туристов — средняя оценка повысилась до 8,3 (в 2011 — 6,9).

Рекордсмены по количеству отзывов — фавориты украинских туристов — Турция, отели которой получили более 3698 отзывов (средняя оценка — 6,5), Египет — 2468 отзывов (средняя оценка — 6,6) и Крым — 1477 отзывов (средняя оценка — 6,8). 681 отзыв получили отели Болгарии (средняя оценка — 6,6), 502 отзыва — отели Греции (средняя оценка — 6,8) и 388 — Таиланда (средняя оценка — 6,8).

Что занимательно, отели Крыма, которые ассоциируются со своеобразным совдеповским сервисом, пользователи оценили немного выше, чем известные своим отличным сервисом и многообразием развлечений гостиницы Турции и Египта.

"Это не удивительно, — утверждает Андрей Ковнир, директор проекта Otpusk. com, — мнение туристов часто зависит не только от полученных эмоций и качества предоставленных услуг, но и от ожиданий туриста и стоимости отдыха". От уровня сервиса в Крыму ожидания не велики, поэтому, когда турист сталкивается даже с нормальными условиями он остается, как правило, очень довольным.

К тому же, по словам Ольги Юденко, директора по туризму туроператора "Пан Укрейн" многие отели и пансионаты Крыма всерьез задумались об улучшении сервиса: "В частности, вводится система шведских столов — то, что нравится нашим туристам за границей. Многие отели вводят такое понятие, как анимация — развлечения как для детей, так и для взрослых".

К слову, в 2011 году турецкие отели наши туристы оценили немного выше, чем в 2012-м. Эксперты связывают это с увеличением стоимости отдыха в этой стране на 10-15%.

По словам Елены Бухно, гендиректора "Турфирмы "САМ" клиенты обращают внимание на отзывы в Интернете, однако гораздо больше доверяют рекомендациям друзей и знакомых, а также проверенного турагента: "Все-таки присутствует элемент недоверия, т. к. предположительные отзывы могут писать и заинтересованные лица — менеджмент отеля, специально нанятые для этого люди".

Что касается негативных отзывов, то они не всегда показательны. "На форумах туриста часто сбивают с толку — отзывы бывают весьма противоречивыми, но чаще всего — негативными. Те, кто остался доволен отдыхом редко делится впечатлениями. Арбитром часто и выступает представитель турфирм. И хотя сначала турист подозревает турфирму в предвзятости — мол, нужно продавать определенный отель, — в итоге советы профессионала играют решающую роль", — утверждает Юденко.

Не в последнюю очередь из-за того, что в случае недовольства отелем, например, турист знает, кому он потом может высказать свои претензии. А, выпустив пар, можно и отзыв написать — и на турагента, и на отель.

Туроператоры хоть и склонны критиковать "предвзятые оценки" путешественников, но факт возрастающей важности отзывов признают — все чаще клиенты приходят и просят не подобрать подходящий отель, а продать тур в совершенно конкретный отель. Да и не редко оказывается, что разбираются бывалые путешественники в отелях ничуть не хуже профессиональных менеджеров по туризму.