Деловые итоги дня: Продукты после выборов дорожают, но у Азарова этого не замечают

Цены растут, "Укрзализныця" работает хуже прогнозов, а Польша добилась скидки на газ от "Газпрома" — таковы деловые итоги 6 ноября
Сразу после выборов цены на продукты начали расти

В ноябре ценовые индексы в Украине изменят свою динамику. Уже в октябре индексы вели себя достаточно противоречиво. В начале месяца потребительские цены устремились вверх, прибавив 0,31%, однако к середине месяца рост цен замедлился, а ближе к выборам и вовсе остановился. Но как только выборы прошли, стоимость потребительской корзины за оставшиеся три дня месяца выросла на 0,37%. Увеличились цены на рыбу и продукцию из нее, масло, мясо птицы, сахар, фрукты и овощи. На следующий день после парламентских выборов один из крупнейших в стране хлебных холдингов — "Киевхлеб", контролирующий 90% рынка хлеба столичного региона, начал согласование цен на два самых популярных вида своей продукции — батон и хлеб "Украинский". Новые расценки планируется ввести в первой декаде ноября. Причем подорожание будет составлять порядка 15%.

Но этого подорожания упорно не замечают в Кабмине. По данным правительства, в октябре рост цен остался на нулевом уровне — цены на продукты питания и безалкогольные напитки снизились на 0,2%, на одежду и обувь — повысились на 0,2%, на жилищно-коммунальные
услуги — повысились на 0,1%, на услуги, связанные со здравоохранением, — не изменились, на образование — повысились на 0,1%. В целом в январе-октябре дефляция составила 0,3%.

Присяжнюк пообещал не вводить запрет на экспорт пшеницы без консультаций с зернотрейдерами

Министерство аграрной политики и продовольствия не намерено вводить запрет на экспорт пшеницы без консультаций с зерноторговыми компаниями. "Правительство не будет принимать радикальных, несогласованных с зернотрейдерами мер по ограничению экспорта пшеницы. Все действия будут согласованы", — сказал министр Николай Присяжнюк. Он отметил, что каждый год Украина в среднем экспортирует около 5 млн тонн пшеницы и экспорт в этом маркетинговом году в размере 5,5 млн тонн — это тот объем, который не угрожает продовольственной безопасности страны.

Из-за возможного ограничения экспорта пшеницы из Украины цены на нее в Европе уже выросли до максимума за последние шесть месяцев. На открытии торгов крупнейшей в Евросоюзе Парижской зерновой биржи стоимость одной тонны пшеницы достигла €269,25 — максимальный показатель с мая 2012 года.

Как пишет Financial Times, в 2012 году экспорт зерна из Украины и России сократится из-за неурожая. В частности, Россия зарегистрирует в этом году наименьший урожай пшеницы за все последние девять лет — 38 млн тонн. По данным аналитиков, совместный экспорт пшеницы из России и Украины составит в период между декабрем 2012 года и июнем 2013 года 1,7 млн тонн. За предыдущий аналогичный период эта цифра составляла 11,6 млн тонн.

Аграрии завершили сбор подсолнечника. Ждут ли рынок ценовые войны за сырье?

В Украине завершился сбор подсолнечника. Согласно официальным данным Минагропрода, сельхозпроизводители в текущем сезоне собрали 7,9 млн. тонн семян подсолнечника. Аналитические компании традиционно оценивают урожай подсолнечника выше, чем государственные органы. По оценкам компании "Украгроконсалт", в Украине собрано 8,6 млн. тонн семян подсолнечника. Компания "ААА" оценивает урожай на уровне 8,3-8,4 млн. тонн.

Даже если сбудутся самые позитивные прогнозы аналитиков, сырья для всех производителей подсолнечного масла явно не хватит. Уже сейчас мощности по переработке подсолнечника оцениваются в 9,5-10 млн. тонн. И это не предел. По оценкам Юлии Гаркавенко, до конца текущего сезона в эксплуатацию будут сданы мощности по переработке 2-2,5 млн. тонн подсолнечника. К наиболее крупным проектам стоит отнести строительство МЭЗа украинской компанией ViOil (мощность 1,8 тыс. тонн в сутки) и российской "Дельта Вилмар СНГ" (1,2 тыс. тонн в сутки). В первом квартале 2013 года обещает запустить свой завод также ТД "Олияр", мощность которого также составит 1,2 тыс. тонн в сутки.

С учетом всех заявлений общие мощности по переработке подсолнечника в Украине будут составлять порядка 12-12,5 млн. тонн в год. Очевидно, что низкий урожай и наращивание мощностей по переработке будет способствовать росту конкуренции за сырье между крупными производителями, на которые приходится до 85% переработки подсолнечника. "Конкуренция между производителями в этом сезоне будет достаточно ощутимой. Победителями будут те компании, которые смогут предложить аграриям лучшую цену. В более выигрышном положении окажутся переработчики, которые имеют собственные мощности по выращиванию семечек и их хранению. Не последнюю роль в этом будет играть финансовое состояние этих компаний", — уверена Юлии Гаркавенко.

По словам Марии Колесник, руководителя аналитического департамента консалтинговой компании "ААА", текущий сезон будет более сложных для тех производителей масла, которые расположены в пострадавших от засухи регионах. "Они будут вынуждены либо перекупать подсолнечник у других производителей, либо вести его с других частей Украины", — говорит эксперт.

В "Укрзализныце" ожидают ухудшения финансовых показателей за год

"Укрзализныця" констатирует потери доходной части из-за уменьшения перевозок грузов и отсутствия индексации грузовых тарифов. В то же время социальные обязательства ведомства растут, сообщает пресс-служба "Укрзализныци". В то же время за десять месяцев текущего года в ведомстве ожидают доходов от обычной деятельности в сумме 46,5 млрд грн, что больше соответствующего периода прошлого года на 2,9 млрд грн. В то же время доходы от перевозок в текущем году составляют 38,4 млрд грн, что на 2,3% (0,9 млрд грн) больше, чем за соответствующий период прошлого года. Однако к плановому заданию невыполнение составляет 1,7 млрд грн, в том числе за счет падения грузооборота на 1,4 млрд грн, (вследствие уменьшения объемов транзитных перевозок на 0,8 млрд грн) и снижения доходной ставки на 0,3 млрд грн в результате уменьшения нагрузки дорогостоящих грузов.

Однако, в "Укрзализныце" заявили, что ведомство в текущем году оплатит в государственный бюджет и целевые фонды 11,7 млрд грн., что больше прошлогоднего уровня на 1,3 млрд грн. В том числе в госбюджет планируется направить 4,4 млрд грн. По ожидаемым данным ведомства, ущерб от пассажирских перевозок составит более 5 млрд грн.

Польша добилась от "Газпрома" скидки на газ

В Варшаве состоялась рабочая встреча заместителя председателя правления ОАО "Газпром" Александра Медведева и председателя правления PGNIG SA Гражины Пиотровска-Оливы. "В ходе встречи стороны достигли договоренности о корректировке ценовых условий контракта на поставку газа в Польшу. Александр Медведев и Гражина Пиотровска-Олива подписали дополнительное соглашение к контракту, изменяющее его ценовые условия на поставку газа в Польшу по газопроводу Ямал-Европа. Достигнутая путем переговоров цена сырья учитывает текущие рыночные цены газа и нефтепродуктов. При этом не ставятся под сомнение основополагающие принципы торговли природным газом — долгосрочные контракты, принцип "бери-или-плати", а также нефтепродуктовая привязка. Спотовая компонента с учетом реалий польского рынка напрямую введена в контракт не будет", — говорится в сообщении российского монополиста. Источники деловой прессы утверждают, что стороны договорились об изменении формулы, по которой рассчитываются цены газовых поставок. Что касается конечной цены на российский газ, как передает со ссылкой на источники Cire.pl, она упадет с нынешних 550 долларов за тысячу кубометров топлива до 450 долларов. Это позволит польской стороне экономить ежегодно до трех миллиардов злотых (около 930 миллионов долларов).

Достигнутое соглашение позволяет закрыть разбирательство в Арбитражном суде в Стокгольме, которое было инициировано PGNIG против "Газпрома". Ранее сообщалось, что позиции единственного поставщика газа в Украину — "Газпрома" — на внешних рынках становятся все более шаткими.

Siemens назовет партнера по выпуску трамваев в Украине до апреля

Компания "Сименс Украина", дочернее предприятие концерна Siemens, намерена в первом квартале 2013 года определиться с украинским партнером по совместной реализации проекта производства трамваев в Украине, сообщил гендиректор "Сименс Украина" Корнелиус Граниг. "Нам сегодня интересно участие в проекте "Украинский трамвай", есть четкая стратегия, и, думаю, в первом квартале следующего года мы сможем назвать украинское предприятие-партнера по производству трамваев в Украине. Тем более, что есть немало заводов, которые могут реализовать такой проект. У нас идут активные дискуссии, и есть план, как реализовать здесь проект, аналогичный успешно воплощенному в Румынии", — сказал он. При этом Граниг уточнил, что в рамках проекта планируется продажа лицензии Siemens и технологий украинскому партнеру-производителю, а не создание совместного предприятия.

"На сегодня пока думаем только о лицензии, которая, по нашему мнению, не будет стоить очень дорого, и некоторые комплектующие будут поставляться из Австрии и Германии, а сборка будет осуществляться здесь. Это должно создать конкурентоспособную цену, так как мы будем конкурировать с другими производителями, например белорусскими", — отметил Граниг. По его словам, степень локализации составит около 80%, остальные 20% составят зарубежные поставки. Он добавил, что планируется, в частности, производить трамваи длиной 27 м, но в первую очередь все будет зависеть от потребности городов, которые будут покупать эту технику. Ориентировочный ежегодный объем выпуска трамваев, по оценке Гранига, может составить до 100 единиц.