До монополизации экспорта зерна осталось пять дней

Законопроект № 8053, который монополизирует экспорт сельхозпродукции в пользу государства, будет вынесен на рассмотрение парламента 1 марта

Законопроект №8053 "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" (в части особенностей осуществления экспорта объектов государственного ценового регулирования), которым  кардинально меняются правила экспорта объектов госрегулирования, будет вынесен на рассмотрение парламента 1 марта. Об этом сообщил источник в  аграрном комитете Верховной рады. Эту же дату ранее назвал один из авторов законопроекта – депутат Сергей Терещук. Сейчас на сайте парламента  указано, что документ прорабатывается в комитете.


Напомним, что главное научно-экспертное управление парламента ранее вынесло ряд существенных замечаний к документу, поэтому к моменту попадания в сессионный зал, он, скорее всего претерпит существенные изменения.

Суть новации


По задумке авторов законопроекта, экспорт объектов госрегулирования смогут осуществлять только непосредственные ее производители или государственный агент. Список объектов ценового госрегулирования довольно пространен и включает в себя все основные аграрные позиции: пшеница твердая, пшеница мягкая, зерно смеси пшеницы и ржи (меслин), кукуруза, ячмень, рожь озимая, рожь яровая, горох, гречиха, просо, овес, соя, семена подсолнечника, семена рапса, семена льна, шишки хмеля, сахар-песок (свекловичный), мука пшеничная, мука ржаная, мясо и субпродукты убойных животных и птицы, молоко сухое, масло сливочное, масло подсолнечное.

Основной целью новации депутаты называют повышение доходов сельхозпроизводителей – после принятия документа у аграриев появится  возможность напрямую экспортировать зерно, не прибегая к помощи  посредников-зернотрейдеров. Однако на практике – даже если предположить что отдельным хозяйствам из числа крупных удастся заключить международный контракт и сформировать достаточную партию зерна - аграрии  вряд ли  сумеют стать экспортерами. 

Поэтому скорее всего фактически «сыграет» побочная часть законопроекта – монополизация всего экспорта через государственного агента. В распоряжении государства есть вся необходимая для экспорта инфраструктура. Так, в ходе реформирования ГАК «Хлеб Украины» летом прошлого года  Государственной продовольственно-зерновой корпорации были переданы  портовые элеваторы, Николаевский и Одесский.

Участники рынка  выступили категорически против принятия документа. «Заложенные в этом законопроекте нормы противоречат Конституции Украины, Хозяйственному кодексу и ряду других законов. Принятие данного документа отбросит АПК Украины на 20 лет назад и фактически уничтожит цивилизованный рынок зерновых», - заявил президент УЗА Владимир Клименко. Предполагаемые законопроектом  новшества были настолько радикальными, что стали причиной  визита в Украину Бетси Хафнер, представителя  управления торгового представительства США (USTR) – ведомства, которое курирует вопросы торговой политики страны.

Все на FOB

Если документ будет принят в изначальном виде или без глобальных изменений по сути, для зернотрейров это означает переход на работу на FOB, то есть в порту  (условия ФОБ предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно; расходы по доставке товара на борт судна ложатся на продавца. В некоторых портах при поставках на условиях ФОБ расходы по погрузке несёт покупатель). «В первую очередь – хочется верить, что этот законопроект не будет принят. Но если все–таки он будет принят в изначальном, или в близком к изначальному,  виде, то да, зернотороговые компании будут вынуждены покупать зерно в портах» - говорит генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа. 

Если решение об изменении правил экспорта будет принято, то рынок начнет жить по-новому уже со следующего сезона - с 1 июля 2011 года. Возможно, именно с этим связана уверенность министра аграрной политики и продовольствия Николая Присяжнюка в том, что в следующем сезоне Украине не будет вводить ограничения экспорта. Ведь если осуществлять экспорт будет только один зернотрейдер – государственный, то необходимости в квотах у правительства априори нет.    

Однако государству, даже при желании контролировать весь экспорт зерна, все равно придется сотрудничать с частниками, хотя бы потому что в их руках находятся основные перевалочные мощности (двух портовых элеваторов Госпродкорпорации просто не хватит, чтобы обеспечить перевалку 14 млн тонн зерна плюс транзит). Но и частникам придется приспосабливаться к новым правилам, несмотря на громкие заявления о намерении свернуть инвестиции и уйти с украинского рынка. За 10-15 лет работы все крупнейшие зернотрейдеры обросли развитой инфраструктурой, и это груз, который  трудно унести с собой