НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Как изменится украинский топливный рынок в 2014 году

В стране заметно растет потребление дизтоплива и сжиженного газа, применяемого как топливо в автомобилях. В чем проигрывают украинские продавцы бензина?

За 11 месяцев минувшего года, по данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в стране было реализовано 9,2 млн тонн светлых нефтепродуктов. Это на 2% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. Спад в потреблении топлива отчетливо проявил не новую уже тенденцию: в стране растут продажи "дизеля" и сжиженного природного газа, тогда как реализация бензинов сокращается. Этот же тренд, по мнению экспертов, будет отличать и 2014 год.

"Дизельное" ускорение

Минувший год для сегмента дизельного топлива (ДТ) внешне сложился в русле общей тенденции. По данным Госстата, в январе-ноябре 2013 года его потребление в Украине сократилось на 1,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) — до 5,45 млн тонн. Невзирая на эти показатели, на 2014 год эксперты намечают для этого сегмента заметный рост. Определяющим фактором в данном случае выступает ситуация, сложившаяся на автомобильном рынке Украины.

В последние три-четыре года популярность автомобилей с дизельным двигателем в нашей стране значительно возросла. По данным сайта AUTO-Сonsulting, к завершению 2013-го каждый пятый автомобиль, продаваемый в Украине, был оборудован именно дизельным двигателем. За десять месяцев прошедшего года в стране было реализовано 33,43 тыс. таких авто или 19,6% от всего объема продаж. В 2011-м эта ниша занимала всего около 10%. (Для сравнения — в Евросоюзе на продажи дизельных авто приходится порядка 60% рынка).

При объеме рынка в 2014 году на уровне 215 тыс. единиц, доля дизельных авто составит уже 28%, прогнозируют рыночные эксперты. Столь позитивная динамика объясняется "денежным моментом". Во-первых, в прошлом году в Украине были введены пошлины на автомобили с бензиновым двигателем, из-за чего подорожал ряд иномарок. Это прямо влияет на выбор в пользу "дизеля", который в последние годы делает часть украинских покупателей автомобилей.

Во-вторых, сказывается и сравнение в цене между двумя видами топлива, опять же — не в пользу бензина, говорит директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. В госпредприятии "Держзовнишинформ" (ДЗИ) приводят такие данные: на 10 января 2014-го средняя стоимость ДТ по Украине составляла 9,4 грн/литр, тогда как бензина марки А95 — 10,43 грн/литр.

С учетом этих обстоятельств, эксперты отрасли прогнозируют увеличение спроса на "дизель" и в 2014 году. Заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев отмечает, что в текущем году объем потребления дизельного топлива в Украине составит более 6 млн тонн, из которых около 4,6 млн будут импортированы. По его оценкам, на фоне общего снижения в секторе (на 1-2% год к году), сегмент ДТ в 2014-м, напротив, покажет рост на 7% в сравнении с 2013-м. Причем этот показатель увеличится преимущественно за счет дизтоплива отечественного производства.

Украинский топливный рынок до последнего времени остается импортозависимым. По данным Госстата, за январь-ноябрь 2013-го украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) произвели 893 тыс. тонн ДТ при общем его потреблении в стране за тот же период в 5,45 млн тонн. В нынешнем году ситуация может резко измениться.

Так, в конце сентября 2013-го, после 3-хлетнего простоя был запущен Одесский НПЗ, способный обеспечить 15% украинского потребления дизельного топлива. А в мае-июне 2014-го ожидается пуск Лисичанского НПЗ. В целом же эксперты прогнозируют на этот год рост внутреннего производства дизеля всех марок в два раза, до 1,7 млн тонн. Сокращение импорта ДТ может составить около 4% — при оценочном объеме его ввоза в 2013-м на уровне 4,8 млн тонн.

"Бензиновое" падение

За 11 месяцев-2013 украинский бензиновый рынок "просел" на 5,5%, составив 3,7 млн тонн топлива различных марок. При этом отечественный выпуск бензинов демонстрирует явный спад. По информации Госстата, за январь-ноябрь 2013-го украинские НПЗ произвели 891,9 тыс. тонн данного продукта — на 41% меньше в сравнении с АППГ. В текущем году сегмент может сократиться на 5% в сравнении с 2013-м — именно за счет ценовой вилки с "альтернативными" бензинам видами топлива, утверждает Куюн.

По его мнению, с увеличением внутреннего производства бензина, который в 2014-м может занять до трети украинского рынка (около 1,3 млн тонн), сократится и объем импорта этого вида топлива — более чем на 400 тыс. тонн. В первую очередь, это отразится на "Белорусской нефтяной компании", чьи ежегодные поставки бензина в Украину колеблются в пределах 1,3-1,5 млн тонн, предполагает руководитель "А-95".

В "украинском бензиновом уравнении-2014", однако, присутствует одно неизвестное — вступление с 1 января нынешнего года законодательной нормы о добавлении в продукт 5% биоэтанола (проще говоря — спирта). Но ни стандартов, ни разработанных нормативных актов, регламентирующих качество нового продукта, пока не принято. В ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" не исключают, что в силу ряда причин это законодательное требование может привести к удорожанию бензинов, реализуемых в стране — более чем на треть против нынешних ценовых уровней.

"Сжиженные" перспективы

Бензиновый сегмент подстерегает опасность с еще одной стороны: все сильнее "заявляют" о себе продажи еще одного конкурирующего топливного продукта — сжиженного газа (смесь пропана и бутана технических; СПБТ). За девять месяцев прошлого года, по данным Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ), данная разновидность топлива в общей структуре потребления на авторынке занимала долю в 9,1%. А по расчетам "А-95", в 2013-м объем потребления пропан-бутана в автомобильном и коммунально-бытовом секторах превысил 915 тыс. тонн — на 10% больше, чем в 2012-м.

Позапрошлый год для "газового" сегмента отечественного рынка автомобильного топлива был не лучшим. По данным УАСГ, в 2012 году в стране было произведено 558 тыс. тонн сжиженного газа, импортировано — 556 тыс. тонн. В сравнении с рекордным по потреблению топлива 2011 годом продажи этого продукта сократились на 3%, до 823,5 тыс. тонн.

В нынешнем году, по ожиданиям отраслевых экспертов, ситуация в сегменте выправится. Потребление СПБТ украинскими автомобилистами в текущем году может достигнуть 1 млн тонн, прибавив в сравнении с прошлым годом 9%. "Но такая динамика возможна только при сохранении низкой стоимости этого топлива. В обратном случае, потребление может возрасти незначительно — до 920-930 тыс. тонн", — подчеркивает Куюн.

По информации ДЗИ, средняя розничная цена пропан-бутана на АЗС Украины на 10 января составляла 6,42 грн/литр при стоимости литра А95 в 10,43 грн. Летом прошлого года же, разница в цене между сжиженным газом и бензином составляла более 50%, конкретизируют в "А-95". По словам аналитика компании UPECO Александра Сиренко, в 2013-м примерно 3% потерь бензинового сегмента пришлось именно на СПБТ. "В основном на газ переходят те, кому приходится много ездить — таксисты, перевозчики грузов. Но это направление становится популярным и среди обычных граждан", — рассказывает Сиренко.

Помимо сравнительно низкой цены привлекательности сжиженному газу добавляет и развитие в стране инфраструктуры его продаж. Официальная статистика по количеству автогазозаправочных станций (АГЗС) в Украине отсутствует. По экспертным оценкам, к завершению 2013-го по всей стране насчитывалось свыше 2500 газовых модулей, половина из которых установлена крупными сетями АЗС. В сравнении с 2008 годом этот показатель удвоился.

В целом представители УАСГ прогнозируют, что в среднесрочной перспективе рост украинского потребления сжиженного газа достигнет 1,5 млн тонн в год (почти на 40% больше против прошлогоднего показателя — Ред). Схожие цифры — в перспективе до 2020 года — оглашали и представители "Роснефти" в ноябре 2013 года на конференции Ukrainian Petroleum.

"Серый" момент

Падение в бензиновом сегменте украинского рынка могут затормозить разве что меры по искусственному удорожанию иных видов автотоплива. Осенью-2013 в парламент был внесен законопроект, предусматривающий повышение акцизов на дизельное топливо с 50 до 198 евро за тонну. Это может привести к росту его розничной цены на 1,5 грн/литр, указывают отраслевые эксперты.

У подобных мер, впрочем, есть и обратная сторона. Высокая стоимость топлива провоцирует еще одну проблему в виде тенизации украинского рынка нефтепродуктов. Эксперты утверждают, что около 20% на нем занимают "серые" производители дизтоплива и бензина, содержащие мини-НПЗ. Легальные продавцы топлива не раз уже выражали обеспокоенность такой ситуацией, но к ощутимому "сокращению тени" на рынке эти жалобы пока не приводят.