Украинские вагоностроители в 2013 году потеряли 50% производства

2013 год украинское вагоностроение закончит, по предварительным оценкам, с падением производства почти на 50%. За счет чего наши заводы смогут уйти от спада в следующем году и какую роль в этом сыграют последние договоренности Москвы и Киева?

Отечественное вагоностроение второй год подряд завершает с падением объемов производства. Если по итогам 2012 года выпуск грузовых вагонов в Украине снизился на 10,3% (до 47 тыс. штук), то отрицательный результат-2013 для сектора будет куда более ощутимым.

По информации Госстата, за одиннадцать месяцев текущего года украинское производство грузовых вагонов сократилось на 46,6% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года, до 23,7 тыс. единиц. По завершении всего года, говорят аналитики, этот показатель вряд ли существенно изменится. Но на 2014 год они прогнозируют небольшой рост для отрасли. С теми оговорками, однако, что в "Укрзализныце" начнут масштабное обновление подвижного состава, а в России все же снимут былые административные преграды по доступу на свой рынок.

Прямая зависимость

Главная рыночная причина нынешних проблем сектора — перенасыщение российского рынка вагонов, рассказывает старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко. И приводит такие подсчеты: всего на экспорт в текущем году уходило порядка 83% произведенных в стране вагонов, из них 74% — в Россию. Остальное экспортировалось в Казахстан и страны Балтии.

"Тренд с перенасыщением" был отмечен еще в 2011 году, что, собственно, и стало определяющей причиной для отраслевого спада в позапрошлом году. Но в 2013 году избыточное предложение вагонов в РФ показало себя уже явным образом. Аналитик Ogilchyn Capital Юрий Беженарь приводит такие данные Российских железных дорог: излишек вагонов в стране составляет около 150 тыс. единиц при общем их парке порядка 500 тыс. штук.

Хотя российский вагонный профицит как таковой с учетом конкурентной ценовой политики наших производителей вряд ли мог привести к столь ощутимому падению производства в отрасли по 2013 году. Не обошлось и без административных моментов. В августе таможня РФ начала блокировать поставки украинской промпродукции на российский рынок."Под раздачу" попали и все четыре крупных производителя грузовых вагонов в Украине.

Совокупность этих "российских причин" привела к тому, что в 2013 году, по оценкам Андрейченко, Крюковский вагоностроительный завод (ВСЗ) сократит выпуск на 51% в сравнении с 2012-м, Стахановский ВСЗ — на 42%, "Азовмаш" — на 67%, "Днепровагонмаш" — на 64%. "В результате Украина в целом снизит производство вагонов на 45%, а Россия — на 20%", — подсчитывает представитель "Арт Капитал".

Аналитик Ogilchyn Capital со своей стороны не исключает и того, что рыночные проблемы украинских вагоностроителей в определенной степени были связаны с техническим состоянием мощностей. Российский "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" не раз приостанавливал действие сертификатов, выданных украинским заводам. Поводом избирались железнодорожные инциденты в РФ с участием вагонов, изготовленных украинскими предприятиями. В вину последним вменялось использование некачественного вагонного литья.

Русский "выход"

Нельзя отрицать, впрочем, и того, что российские органы стандартизации и сертификации всегда очень чутко воспринимали политическую риторику высшего руководства РФ. И поиск украинских следов в изломанных рамах тележек может также быстро прекратиться, как и начинался. Тем паче, что после недавних "газовых соглашений" Москвы и Киева преференции обещаны и украинским вагоностроителям.

В ходе встречи Путина и Януковича на прошлой неделе украинские и российские делегации договорились в том числе и о возможности пересмотра ряда торговых ограничений. "Была подписана "дорожная карта", согласно которой снимаются все спецпошлины, восстанавливаются все сертификаты (особенно это касается вагонов)", — заявил 17 декабря журналистам украинский вице-премьер Юрий Бойко. А несколькими днями позже в Минэкономразвития РФ сообщили "Интерфаксу", что сертификаты на украинские вагоны могут быть возобновлены до 1 февраля 2014 года.

Если события действительно будут развиваться по такому сценарию, то уже с конца зимы-начала весны следующего года отечественные вагонзаводы получат беспрепятственный доступ на рынок РФ. "Это позволит нашим вагоностроителям на 5-10% нарастить производство в 2014 году", — прогнозирует Андрейченко. Более ощутимого влияния на сектор от последних украинско-российских договоренностей он не ожидает. В России наметился спад в промпроизводстве, да и перенасыщение грузовыми вагонами рынка этой страны все еще остается объективным фактором. "В ситуации, когда производственные мощности российских производителей простаивают, транспортным компаниям по многим причинам приемлемей размещать заказы на вагоны в России", — резюмирует эксперт.

Юрий Беженарь в качестве альтернативы российскому рынку называет поставки грузовых вагонов в некоторые азиатские и африканские страны. Хотя и признает, что возможности сбыта украинских вагоностроительных предприятий по этим направлениям измеряются в лучшем случае сотнями штук в год, но никак ни тысячами единиц.

Искать другие резервы для повышения выпуска продукции наши вагоностроители могут и на внутреннем рынке. Однако в данном случае очень многое зависит от "Укрзализныци" (УЗ). В Госадминистрации железнодорожного транспорта страны периодически заявляют о необходимости замены многих тысяч грузовых вагонов. А вот на практике эти анонсы подтверждаются далеко не всегда.

Так что "братская помощь" от России сама по себе, без появления в УЗ финресурса на обновление подвижного состава заметный подъем в отечественном вагоностроении не обеспечит. До пикового за последнее десятилетие уровня-2011, когда в нашей стране было выпущено свыше 52 тыс. грузовых вагонов, сектору придется работать, судя по всему, еще очень многие годы.