Почему "Укрзализныця" вновь оказалась с убытком

"Укрзализныця" в 2014 году увеличила убытки от пассажирских перевозок на 32 % до почти 8 млрд грн. Почему железнодорожный монополист, несмотря на повышение тарифов в 2014 году, продолжает наращивать убытки

Железнодорожный монополист Украины "Укрзализныця" отчиталась о результатах перевозки пассажиров в 2014 году. Так, железные дороги Украины в 2014 году сократили пассажирские перевозки на 8,9% по сравнению с 2013 годом — более чем до 440 млн пассажиров. В то же время убыток от предоставления этого вида услуг (во всех видах сообщения) превысил 7,9 млрд грн. Эта цифра не стала большой неожиданностью для ведомства — согласно финплану УЗ на 2014 год, при ожидаемых доходах от перевозок в размере 47,3 млрд грн в целом убытки от пассажирских перевозок должны были составить 7,4 млрд грн.

Такая цифра вызвала бурное обсуждение как в профессиональном, так и в гражданском сообществе, потому как в 2013 году убытки УЗ от перевозки пассажиров составили более 6 млрд грн. Во избежание повторения данной ситуации "Укрзализныця" в прошлом году несколько раз увеличивала стоимость проезда на 10% во всех категориях пассажирских вагонов, кроме СВ и поездов "Интерсити+". В целом повышение тарифов в декабре 2014 года к декабрю предыдущего года составит 21%. Почему же продолжают расти убытки железных дорог от пассажирских перевозок и почему повышение тарифов не помогло их уменьшить?

Льготники в кредит

Убыточные пассажирские перевозки для УЗ — далеко не свежая новость. Ежемесячно ведомство предоставляет отчет о недополучении компенсации из бюджетов облгосадминистраций за перевозку льготных пассажиров. К примеру, в 2013 году ж/д-монополист остался без 424 млн грн. В прошлом году ситуация не улучшилась — по данным самого ведомства, задолженность облгосадминистраций в 2014-м за перевозку льготников составила 416,7 млн грн.

На ситуацию с компенсацией сетуют и в аппарате УЗ. "Как и в предыдущие годы, сохраняется тенденция несвоевременного и неполного возмещения железным дорогам понесенных расходов на перевозку льготников. Так, в прошлом году перевезено льготных категорий граждан на 582,3 млн грн, компенсация получена в сумме 165,6 млн грн, или 28%. Задолженность за льготные перевозки в 2014 году составляет 416,7 млн грн", — сообщает пресс-служба "Укрзализныци".

Проблема убыточности льготных перевозок усугубляется тем, что для закрытия этих "убытков" УЗ кредитуется в банках и дальнейшую свою прибыль отправляет на погашение процентов и тела заимствований. Напомним, что согласно финотчетности УЗ, в 2013 году процентные кредиты и заимствования ведомства составили около 17,9 млрд грн. Как сообщал первый заместитель гендиректора "Укрзализныци" Максим Бланк на своей странице в Facebook со ссылкой на финансовый план ведомства, в 2014 году сумма амортизаций (основной источник для воспроизведения основных средств за собственные деньги) должна составить 7 млрд грн. Однако окончательных данных за 2014-й нет — финплан был обнародован в июне 2014, а получить оперативную информацию на от УЗ на данный момент не удалось. Вместе с тем, если ориентироваться на плановый документ, сумма, направленная на погашение заимствований, составит 5,1 млрд грн, а на капитальные инвестиции УЗ будет направлено 1,9 млрд грн.

Много не бывает

Эксперты поясняют, что многолетние недокомпенсации за перевозку льготных категорий пассажиров — не основная проблема для УЗ. Причина — в том, что тарифы установлены на низком уровне даже для нельготников. "На льготниках они потеряли 420 млн грн, потому что бюджет с ними пока не расплатился, остальное теряется из-за того, что обычная стоимость не покрывает всех затрат", — говорит старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко.

Подтверждают слова аналитика и в самой "Укрзализныце", сообщая, что даже после индексации тарифы на пассажирские перевозки остаются "ниже их экономически обоснованного уровня". Об этом же говорит разница в ценах на проезд в пригородном ж/д сообщении и в автотранспорте.

Кроме того, дополнительным толчком для роста убытков послужило падение пассажиропотока из-за аннексии Крыма, а также конфликта на Донбассе, что привело и к сокращению потока из России по понятным причинам. Так, перевозки пассажиров за 2014 год составили 440,1 млн человек, что на 8,9% меньше прошлого года и на 5,2% меньше плана. Это составляет дополнительную проблему для УЗ — поступления не могут компенсировать те расходы, которые не зависят от доходной части.

"Существуют постоянные затраты, которые у "Укрзализныци" есть независимо от пассажиропотока, который значительно упал из-за Крыма и Донбасса. Зарплаты железнодорожникам все равно платить надо, плюс обновление подвижного состава", — говорит Андрейченко. Согласно отчетам УЗ за 2013 год, почти половину из заработанных средств — 22,26 млрд грн — "Укрзализныця" тратит на персонал. Также Андрейченко напомнил, что УЗ какое-то время бесплатно возила жителей из АТО. Немалую лепту внесла и необходимость восстановления путей на Донбассе.

Заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава сообщил Delo.UA, что, кроме внутреннего направления у УЗ значительно упали перевозки международным сообщением. "У "Укрзализныци" значительно упали объемы международных пассажирских перевозок, за счет которых раньше удавалось снизить размер убытков от перевозок во внутреннем сообщении. Также не было дополнительных поездов в направлении Автономной Республики Крым", — говорит Кава, при этом не уточнив процент снижения международных перевозок.

Все вышеуказанное наталкивает на мысль: недолог тот час, когда совокупность данных факторов и ситуация в стране вновь заставят ж/д монополиста пересмотреть и повысить тарифы на проезд в поездах, что может существенно отразиться на кошельках граждан.