Шесть транспортных инициатив от замминистра инфраструктуры

Шесть транспортных инициатив от замминистра инфраструктуры
Замминистра инфраструктуры Виктор Довгань простыми словами об изменениях в сфере инфраструктуры: законопроектах, стратегии до 2030 года, инвестициях и метро

На прошлой неделе заместитель министра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань провел открытую лекцию "Соглашение об ассоциации Украины с ЕС. Измена или победа?". Посвятить мероприятие полностью Соглашению и евроинтеграции не получилось, зато удалось поговорить об аэропортах, Большой кольцевой дороге Киева и не только. Delo.ua собрало семь интересных выдержек от замминистра инфраструктуры о собственно инфраструктуре. 

Национальная транспортная стратегия до 2030 года

Национальная транспортная стратегия до 2030 года уже подготовлена МИУ, однако сейчас она проходит региональные обсуждения с местными властями.

"В этом году мы планируем охватить те регионы, неохваченные ранее. Как это будем делать? Есть распоряжение Кабмина, цель которого — обновить всю инфраструктуру Украины. Мы собираем региональные инфраструктурные проекты. В Киеве это, например, Подольско-Воскресенский мост, строительство большой кольцевой дороги, реконструкция второй полосы аэропорта "Борисполь" и реконструкция ряда законсервированных терминалов, которые были законсервированы. Такие 3—5 важных инфраструктурных проектов мы определяем для каждого региона и после начинаем план имплементации и ищем средства", — рассказал Довгань.

Он отметил, что МИУ также готовит список из 50 предприятий министерства, которые требуют инвестиций.

В целом, согласно расчетам Мининфраструктуры, чтобы обновить всю инфраструктуру Украины до 2030 года необходимо 50 млрд евро. Вместе с тем, по расчетам МИУ, каждый доллар, вложенный в инфраструктуру, дает около трех долларов прироста общего валового национального продукта.

В аэропорт "Ужгород" полетят МАУ и Turkish Airlines

Чтобы заработал Аэропорт "Ужгород", необходимы инвестиции в 2 млн евро. Довгань напомнил, что сейчас аэропорт принимает только чартерные рейсы.

Он отметил, что руководитель области, председатель Закарпатской ОГА Геннадий Москаль, готов подписать договор об аренде или концессию аэропорта на 49 лет.

Кроме того, по словам чиновника, МИУ нужно подписать договор со Словацкой республикой о безопасности полетов, потому как при взлете и посадке в аэропорт самолеты заходят на территорию Словакии.

"Почему аэропорт "Ужгород" перестал обслуживать регулярные рейсы? В 2016 году закончилось соглашение со Словакией. Словакия — член ЕС, и это соглашение должно быть верифицировано EASA (Европейское агентство по безопасности полетов), а для квалификации EASA нужно пройти платный аудит. И мы пошли на это", — рассказал Довгань.

Уже подписано распоряжение, и "Украэрорух" заплатит 60 тыс. евро за аудит EASA ужгородского аэропорта.

После подписания договора со Словакией говорит Довгань, нужно будет найти средства на закупку посадочных огней.

"Местные власти закончили ремонт терминала, и мы верим, что в аэропорт можно будет привлечь рейсы МАУ, Turkish Airlines, "Белавиа", Wizz Air и LOT", — подчеркнул замминистра.

Второй аэропорт в Днепре

Говоря об аэропортах, Довгань сообщил, что у МИУ зародилась идея построить второй аэропорт в Днепре из-за монополизации существующего аэропорта.

"Ситуация, которую мы видим с аэропортом в Днепре: аэропорт коммунального предприятия контролируется фактически одной финансово-промышленной группой "Приват"/МАУ, и в аэропорт никто не может летать. Стоимость билета на рейсе Киев—Днепр может составлять 6-7 тыс. грн — это маразматическая ситуация", — рассказал чиновник.

Большое кольцевание Киева или Дабл Калиновка

Довгань сообщил, что руководство "Укравтодора" не рассматривает проект строительства Большой кольцевой дороги вокруг Киева как приоритетный и на который нужно выделение госсредств.

Но общая позиция МИУ и дорожного ведомства — привлечение инвестора.

"Сейчас торговля с РФ упала по объективным причинам, что, в свою очередь, повлекло ограничение транзита. Фуры не ездят на восток, потому отпадает необходимость строительства мостовых переходов возле Украинки и на Киевском море, что делало проект космически дорогим — до $5 млрд. Таких средств нет ни у города, ни у области, ни у государства", — говорит чиновник.

По его словам, сейчас весь трафик идет с портов Черного моря до границ со странами Евросоюза. Фуры заходят в Киев, проезжают малую кольцевую дорогу и "заходят" на житомирскую трассу. "Мы имееМ чрезмерное скопление грузового транспорта на участке в 10-12 км между "Академгородком" и "Теремками". В результате у нас плохие дороги, ДТП, социальная и экологическая проблемы и т. д.", —добавляет Довгань.

Предложение МИУ — соединить житомирскую и одесскую трассы. В районе Макарова есть существующая двуполосная дорога местного значения между Макаровом и Калиновкой Васильковского района, которая выходит на одесскую трассу. Дорога проходит через ряд сел.

"Можно сделать дорогу первой категории в 4 полосы, обойти села и Фастов по окружной. Проектная дорога — 51 км, предварительная оценка проекта МИУ — 50-60 млн евро. Расчеты показывают, что эти средства дадут эффект мультипликации для киевского района в 500 млн евро", — отмечает Довгань, добавляя, что если дорогу построят, то в Киеве запретят движение фур по малой кольцевой дороге, что даст возможность инвестору вернуть свои инвестиции быстрее.

"Мы готовы пойти на то, чтобы сделать дорогу бесплатной для легковых авто. Стоимость проезда ориентировочно должна составить 5,5 евро — 11 центов за 1 км. Окупаемость этого проекта — 8-9 лет. Сейчас МИУ подготовило "тизер" по этому проекту. Кроме того, в плане бюрократических процедур он очень простой", — заявил чиновник.

Законопроект о внутреннем водном транспорте

Долгая история с документом, который бы регламентировал речные перевозки, также продолжается. Напомним, в парламенте зарегистрировано два законопроекта ("О внутреннем водном транспорте": от Бориса Козыря (фракция "БПП") № 2475а (2475) и № 2475а-3  от Андрея Вадатурского. При чем последний отклонен.

"Мы считаем, что нужно голосовать за наш законопроект ("О внутреннем водном транспорте" № 2475а), мы его готовили, подавали через Бориса Козыря (фракция "БПП")", — говорит Довгань.

Он объяснил, что в речных перевозках фактически создалась монополия "Нибулона". "В 2017 году перевезено 6,9 млн тонн грузов по реке, из которых 6 млн тонн перевез "Нибулон" Алексея Вадатурского. У нас есть монополист. Компания строит суда, новые гидротехнические сооружения, и у них есть чему поучиться. Но он никого больше не пускает на реку. Мы хотим эту монополию пошатнуть и хотим зарабатывать на реке", — отметил чиновник.

Сейчас проход по реке бесплатный, баржа платит за шлюзование и за лоцманскую проводку, а государство не получает ничего. В связи с этим вопрос касается еще одной проблемы — аварийности шлюзов. Для ремонта шлюзов в МИУ и предлагают ввести плату за прохождение реки.

"Проблема в том, что по Днепру есть каскад шлюзов, которые не ремонтировались более 25 лет, они почти все в аварийном состоянии. В 2017 году мы впервые выбили в Брюсселе 4 млн евро для начала ремонтов шлюзов. Наиболее критическая ситуация была в Каневском водохранилище, и там будут поставлены новые ворота с начала судоходного сезона. Нам нужно еще 20 млн евро на шлюзы. Планируется взять 20 млн евро кредитных средств у ЕБРР на шлюзы, еще 10 млн евро — на дноуглубление, 20 млн евро — на развитие госпортов на Днепре. Но кредит нужно будет отдавать за счет речного сбора. Вадатурский этого не хочет, потому как это — падение  его доходов, потому, он открыто лоббирует другой законопроект в парламенте", — рассказал Довгань.

И снова о метро на Троещину

Касаясь вечной темы, замминистра раскритиковал киевскую власть, которая вновь заговаривает о строительстве метро на Троещину. "Пока технология не позволяет строить метро без Подольско-Воскресенского моста", — отметил он.

А с мостом тоже есть нестыковки. Довгань напомнил, что в марте 2017 года немецкий банк KfW был готов выделить кредит в размере 7,2 млрд грн, чтобы закончить строительство Подольско-Воскресенского моста. Под неудобный процент (около 4%), отметил он, но эти средства дали бы возможность "завершить до выборов строительство этого моста". Переговоры длились полгода и ничем не закончились.

"Из центрального бюджета Киеву было выделено МИУ 1,2 млрд грн в 2017 году на этот мост. Я не знаю, что было сделано с деньгами, но строительства я не увидел. Это при том, что есть свои средства", — резюмировал Довгань.