Украинская киноиндустрия: прошлое — настоящее — будущее ( часть 1)

Почему за 20 лет независимости в Украине не была построена система продюсерского кино, а сегодня появился такой шанс, и при каких условиях его можно реализовать. Об этом — в проекте "Снято в Украине", который инициирован порталом delo.ua и Медиа Группой Украина

О том, как выживал украинский кинорынок в 1990-х и в первом десятилетии 2000-х, что произошло в сфере киноиндустрии за последние пять лет и какие перспективы открываются перед украинским кинобизнесом, — Сергей Васильев, редактор сайта Национального союза кинематографистов Украины, координатор Бюро украинской киножурналистики.

Продолжение. Окончание

Голосование за фильмы и их создателей в рейтинге "Снято в Украине"

Часть 1: Как было

В январе 2012 года Бюро украинской киножурналистики провело опрос, посвященный итогам двадцатилетнего кинопроцесса независимой Украины. Полученные результаты не особо обрадовали.

Более половины опрошенных киножурналистов и кинокритиков выбрали варианты ответов, связанные с "пессимистической" оценкой:

ничего особенного за это время в украинском кино не случилось,

это было зря потраченное время для украинской культуры,

это был период полной деградации бывшей советской украинской кинематографии.

И ни один из респондентов не назвал 1990-е и 2000-е эпохой "возрождения национального киноискусства".

"Из ряда вон" — не исключение, а правило

Впрочем, говорить о "возрождении" действительно не приходилось. Искусство кинематографии — за исключением уникальных талантов, разовые успехи которых лишь подтверждают правило, — существует в жестких рамках индустрии. А они предполагают наличие взаимосвязанных механизмов создания кино и его проката (показа).

Ослабление хотя бы одного из звеньев ведет к разладу системы, в результате каждый успех — фестивальный или зрительский — становится чем-то "из ряда вон".

Количественный "взрыв" национального кинопроизводства сразу после обретения независимости (в одном только 1992-м в Украине были созданы пять десятков полнометражных фильмов) был недолгим.

Импульс "независимого" кино похоронили гиперинфляция, разрушение сети кинотеатрального показа фильмов, стагнация государственных киностудий, которые оказались неспособны найти себя в новых экономических условиях, а также отсутствие действенной государственной поддержки отрасли.

Тотальное падение

Во второй половине 1990-х годов национальное кинопроизводство упало практически до нуля.

В стране с более чем сорокамиллионным населением появлялись три-пять полнометражных игровых фильмов в год, а объем государственного финансирования кино колебался в пределах 2 млн грн. Туго было и с документальным кино, и с анимацией. В этой ситуации говорить о развитии кинематографии не приходилось — лишь об индивидуальных стратегиях выживания кинематографистов.

Фото с сайта ukrcinema.com

В 2000-х государство как продюсер украинского кино пыталось избирательно поддерживать авторов, способных двигать вперед национальное киноискусство (с переменным успехом), а также заказывать производство документального кино и анимации. И даже постепенно наращивало финансирование отрасли, вселяя некоторый оптимизм в ее перспективы, чтобы потом — на финише президентства Виктора Ющенко — резко обрушить надежды десятикратным сокращением затрат на кино.

Объем поддержки с 48,5 млн грн в 2008-м году упал до 4,3 млн грн в 2009-м.

При этом формально на первом плане у власти — еще с 1998-го — стояла задача построения продюсерской модели кинопроизводства, где государство, обеспечив условия для развития отрасли, играло бы роль скорее помощника, нежели всемогущего патрона.

Однако эти условия так и не были созданы, и полноценная продюсерская система не возникла. По объективным причинам: из-за отсутствия кинотеатров, которые могли показывать украинское кино, из-за неподъемно дорогого технического переоснащения упавших киностудий, из-за многолетнего игнорирования необходимости развивать человеческий капитал и из-за более чем неприветливых финансово-экономических правил ведения бизнеса.

В таких условиях украинскому кино было невозможно даже выйти на ринг, не то что бороться с Голливудом за внимание зрителей.

"Параллельная" сервисная база

Зато продюсерская система максимально полно реализовала себя в сфере производства телевизионного контента — программ, кино и сериалов.

В средине 2000-х годов в Украине появились мощные компании (в первую очередь Star Media, Film.ua), ориентированные на постсоветский русскоговорящий телевизионный рынок. Они зависели от зрителей не напрямую (через продажи билетов в кинотеатрах), но опосредованно (через заказы телеканалов).

Телевизионное производство находились вне государственных механизмов поддержки. И вне соответствующих им социально-культурно-политических требований. Фильмы и сериалы не всегда можно было назвать украинскими или даже украинско-российскими. Нередкими были ситуации, когда из кадра "вычищали" все национальные опознавательные метки, создавая условное русское пространство, которое расширяло свое влияние на весь постсоветский русскоговорящий простор.

В определенной степени ситуация с сериальным производством дублировала модель создания кино в Украине в первой половине 1990-х годов, когда на один фильм на украинском языке снимали два на русском и нередко — в совместном производстве с Россией, с русскими актерами в главных ролях и с ориентацией на широкий "северо-восточный" рынок.

Тесное сотрудничество несло в себе безусловный индустриальный плюс: съемки сериалов требовали производственных мощностей и технических специалистов. Запрос был удовлетворен.

В итоге в Украине была создана сервисная база, "параллельная" системе устаревших государственных киностудий (пусть частным образом до сих пор и не удалось создать по настоящему мощной площадки, на которой можно было бы принимать голливудские проекты, как это происходит, к примеру, в Чехии).

В то же время отсутствие национальной — украинской — идентификации в большинстве сериалов стало дополнительным идеологическим инструментом российской власти.

Источник: слайд презентации проекта #КіноКраїна

Часть 2. Как стало

Проект "Снято в Украине" посвящен украинскому кино последних пяти лет. Парадокс, но именно в этот период — при президенте Викторе Януковиче, который о роли культуры говорил много меньше своих предшественников, — была осуществлена первая по-настоящему действенная попытка постановки заржавевшего "паровоза" национального кинопроизводства на более-менее сносные индустриальные пути.

Продолжение "Украинская киноиндустрия: прошлое — настоящее — будущее" читайте 19 января.