Украинская киноиндустрия: прошлое — настоящее — будущее (часть 3)

Почему за 20 лет независимости в Украине не была построена система продюсерского кино, а сегодня появился такой шанс, и при каких условиях его можно реализовать. Об этом — в проекте "Снято в Украине", который инициирован порталом delo.ua и Медиа Группой Украина
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

О том, как выживал украинский кинорынок в 1990-х и в первом десятилетии 2000-х, что произошло в сфере киноиндустрии за последние пять лет и какие перспективы открываются перед украинским кинобизнесом, — Сергей Васильев, редактор сайта Национального союза кинематографистов Украины, координатор Бюро украинской киножурналистики.

Окончание. Начало — 1-я часть "Как было", 2-я часть "Как стало".

Голосование за фильмы и их создателей в рейтинге "Снято в Украине"

Часть 3. Как будет

И все же некоторое осознание того, что украинское кино существует и может давать высокий, позитивный результат — у зрителей есть. События 2014-го и 2015 годов сформировали его.

"Племя" и "Поводырь" — успешные по-разному

В разгар политической и экономической нестабильности, фактически необъявленной войны, появилось несколько фильмов, которые подтвердили потенциал украинского кинематографа как искусства и массового медиума. Это в первую очередь "Племя" Мирослава Слабошпицкого и "Поводырь" Олеся Санина.

Успех "Племени" был международным. Фильм собрал четыре десятка наград на международных фестивалях, в том числе призы Каннского МКФ и Европейской киноакадемии.

Его показали в четырех десятках стран, а в прокате США он заработал 150 тысяч долларов, что очень неплохо для авторского неамериканского кино. Теперь картина регулярно попадает в списки лучших фильмов года по версии ведущих специализированных изданий мира.

Режиссер "Племени" Мирослав Слабошпицкий ( в центре) и исполнительница главной роли Яна Новикова на 67-м Каннском кинофестивале (у фильма три приза — Гран-при Nespresso, премия "Откровение" и грант от фонда Gan)

Однако в Украине результаты проката "Племени" были на уровне большинства украинских и фестивальных фильмов — около 9 тысяч зрителей и 380 тыс. грн, что в сравнении с кинотеатральными результатами большинства голливудских лент — немного.

Успех "Поводыря" был локальным. Картина вышла на максимальном для украинского фильма, созданного без участия России, количестве экранов (130-ти) и собрала в прокате 14 млн грн. Ее посмотрели 362 тысячи зрителей, многие из которых впервые за долгие годы пришли в кино.

Аудитория украинских кинотеатров в основном молодежная; "Поводырь" же смотрели люди всех возрастов. Это был безусловный рекорд для "нерусского" украинского фильма. И показатель на уровне лучших релизов голливудских картин.

Вместе с тем международного потенциала работа, созданная за 16 млн грн, выделенных из бюджета, оказалась лишена. И кроме Украины в плане кинопроката не стала никому интересна.

Источник: слайд презентации проекта #КіноКраїна.

И внешние успехи "Племени", и внутренний успех "Поводыря" не имеют аналогов в новейшей истории украинского кино.

Они фактически подвели итог работы Госкино под руководством Катерины Копыловой, продемонстрировав правильность направления реформ украинской отрасли кино, взятого в начале 2010-х.

Впервые в прокате — украинская анимация

Подтвердили это успехи и по другим "рубежам" государственной поддержки: анимации и документального кино, короткометражных фильмов.

Впервые полнометражный украинский анимационный фильм — "Бабай" Марины Медведь — вышел в украинский прокат.

В документальном кино стоит назвать фестивальный триумф ленты Остапа Костюка "Живой костер".

Потенциал лишь обозначен

Но украинская киноиндустрия — это все еще направление, а не стройный европейский автобан.

Фактически, за несколько лет работы потенциал нового национального кинематографа был лишь обозначен. Ведь нельзя так просто, одним лишь коротким актом творческо-административной воли, вытащить отрасль из болота двадцатилетнего малокартинного забвения.

На повестке дня сегодняшнего стоит сохранение позитивной динамики развития национальной индустрии кино.

В этом смысле 2014-й был ожидаемым сбоем в программе роста — минимальное финансирование кинопроизводства, упавшее до 26 млн грн, "заморозка" создания одних картин, рассчитывавших на государственную поддержку, и отсутствие новых, запущенных с этой поддержкой проектов, неясная ситуация с отраслевыми правилами игры.

В частности, отсутствовало понимание того, что будет с налоговой нагрузкой на кинематограф, была неясной ситуация с российско-украинским кино- и телевизионным сотрудничеством.

"Незламна" — иллюстрация транзитной ситуации

Иллюстрацией транзитной ситуации, в которой пребывало украинское кино, стало создание и прокат военной драмы "Незламна" Сергея Мокрицкого совместно с Россией (как это и было задумано задолго до эскалации конфликта между странами).

Картина собрала в прокате 14 млн грн и стала самым кассовым украинским фильмом 2015-го года. Но в то же время приобрела скандальную славу из-за ее русской "апроприации". К примеру, в России фильм, вышедший под названием "Битва за Севастополь", на днях номинировали на официальную (официозную) премию "Золотой орел". Впрочем, не исключено, что лента будет и среди номинантов профессиональной премии Национального союза кинематографистов Украины лучшим фильмам 2015 года.

Частично подобные коллизии, которые являются результатом предыдущей модели сотрудничества между странами, должно было снять законодательное уточнение правил появления русского аудиовизуального продукта на экранах.

Новые нормы закона о защите информационного пространства отсекли от телеэфира все русские фильмы и сериалы, произведенные начиная с 2014 года, установили жесткий тематический отбор того, что дозволено показывать на экране, дабы не популяризировать советские и российские силовые структуры.

Однако новогодняя история с запретом "Иронии судьбы, или С легким паром!", а так же запрет прочих фильмов еще советского прошлого (в которых играют актеры, по мнению властей, угрожающие национальной государственности) показали, что эти законодательные новации нуждаются в серьезном пересмотре.

Новые правила игры

Определиться с правилами игры хочет и сама отрасль кино.

Размашистое депутатское законотворчество, часто не подкрепленное профессиональной оценкой и не учитывающее реалии индустрии, подтолкнуло кинематографистов и телевизионных производителей к объединению (проект назвали #КіноКраїна). Пожалуй, впервые крупные игроки рынка совместно с Госкино попытались определить общие правила игры, соответствующие требованиям момента.

Что важно: осознание важности кинематографа власть выразила не только в форме реляций-обещаний, но и конкретных действий.

Осенью 2015 года государство выделило на кино дополнительно 100 млн гривень.

В итоге Госкино получило возможность потратить в 2015-м на кинопроизводство около 166 млн гривень, запустив четыре десятка картин, из них 12 — полнометражных игровых лент.

Значительное увеличение государственных затрат на кинематограф заложили и в бюджете-2016.

Кроме того, в последний момент, на "ленточке", для отрасли кинематографии были сохранены — пусть и частично (в уже урезанном с 2014 года виде и не для всех) — налоговые льготы. Так, еще на год, до 1 января 2017 года, от налогообложения НДС остаются освобожденными операции по созданию национальных фильмов и дублированию/озвучиванию/субтитрованию иностранных фильмов на украинский язык. А вот кинотеатрам льготы отменены с 1 января этого года. И они будут вынуждены увеличить цену на билеты на размер НДС (20%).

Понятно, что государственное финансирование — альфа и омега традиционных разговоров о поддержке кино — сейчас необходимо всем.

Его хотят получить не только производители кино, но и телеканалы, лишенные свежего русского сериального продукта и столкнувшиеся с необходимостью производить украинский — ему на смену.

Необходимы средства и кинотеатрам, желающим расширить свою деятельность на малые города, ориентируя ее при этом не только на развлекательный потенциал голливудских аттракционов.

Остро нуждается в финансировании и кинообразование, которое в материально-техническом плане пребывает в состоянии коллапса.

Однако именно на правовом усовершенствовании правил игры в кинематографии стоит остановиться особо.

Главное в новом законопроекте

Проект закона "Про государственную поддержку кинематографии в Украине", в общих чертах отвечающий требованиям индустрии, сейчас находится на рассмотрении Верховной Рады. Хотя реальные сроки рассмотрения этого документа не соответствуют срочности вопроса. Ведь без создания базовых условий работы индустрии кино, адекватных действующим европейским (и мировым), ни о каком серьезном развитии вне узких рамок несовершенной государственной опеки речи быть не может.

"Исход" из Украины русского сериального производства, в котором активно участвовали украинские специалисты, не может быть компенсирован только лишь созданием своего локального аудиовизуального продукта.

Необходимо привлечение зарубежных кинематографистов для съемок в Украине (в том числе с помощью практики возврата им части средств, потраченных во время украинских съемок) и формирование адекватной в техническом и творческом плане индустрии кино, которая не зависит от государства-продюсера . Именно об этом идет речь в законопроекте.

Источник: слайд презентации проекта #КіноКраїна

Источник: слайды презентации проекта #КіноКраїна

В идее "независимости" — еще один важный итог последних пяти лет. Стало понятно, что вполне возможно снимать и демонстрировать украинское кино, даже несмотря на то, что государственной поддержки нет, либо ее не хватает.

Именно такая внутренняя активность кинематографистов, их частная инициатива легли в основу рекордного по количеству релизов 2015-го года в украинском кино, когда — с миру по нитке — они собрали мозаику из трех десятков игровых и документальных фильмов и альманахов (многие из которых были завершены еще в 2013 году и наконец получили шанс показаться зрителям).

2016-й продолжит позитивные тенденции

Новый, 2016-й год, в этом плане будет не хуже.

Среди уже анонсированных премьер немало работ, сделанных именно благодаря частным инвестициям (к примеру, "#Selfieparty" Любомира Левицкого). А главное, что их вообще — таких киноработ — немало.

Это вселяет осторожный оптимизм. Расчет здесь простой: есть талантливые кинематографисты, есть достаточно развитое кинопроизводство. Чем больше снимается фильмов и чем больше их выходит в прокат, тем больше вероятность того, что появится несколько лент примечательных, которые будут адекватны потребностям зрителей, найдут у них отклик. Снимая по три фильма в год, невозможно достичь высоких целей: это доказано украинским двадцатилетним кинопростоем.

Чтобы был успех, нужно снимать много, снимать разные фильмы, переломив хребет традиции игнорировать украинские картины и "воспитав" зрителей, отученных от украинского кино многолетним его "поражением в правах".

И пусть говорить о том, что в Украине, как в Европе, свое кино в ближайшее время будет собирать треть аудитории кинотеатров, успешно превозмогая конкуренцию Голливуда, крайне преждевременно и даже наивно, но потенциал для такого результата — есть.