- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Украинская киноиндустрия: прошлое — настоящее — будущее (часть 2)
О том, как выживал украинский кинорынок в 1990-х и в первом десятилетии 2000-х, что произошло в сфере киноиндустрии за последние пять лет и какие перспективы открываются перед украинским кинобизнесом, — Сергей Васильев, редактор сайта Национального союза кинематографистов Украины, координатор Бюро украинской киножурналистики.
Голосование за фильмы и их создателей в рейтинге "Снято в Украине"
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЧасть 2. Как стало
Проект "Снято в Украине" посвящен украинскому кино последних пяти лет. Парадокс, но именно в этот период — при президенте Викторе Януковиче, который о роли культуры говорил много меньше своих предшественников, — была осуществлена первая по-настоящему действенная попытка постановки заржавевшего "паровоза" национального кинопроизводства на более-менее сносные индустриальные пути.
В рамках возможного
Сделано это было в рамках "возможного", по европейскому образцу, инкорпорированному в бюрократические реалии украинской государственности.
В 2011 году было создано Государственное агентство Украины по вопросам кино. До этого отсутствие специального центрального органа власти позволяло этой же власти игнорировать интересы отрасли (не слушать же киносообщество, в самом деле).
В разы увеличили бюджетную поддержку кинематографа.
Запустили систему конкурсного отбора кинопроектов, которым выделялось государственное финансирование.
Вот этот конкурсный отбор потенциальных фильмов как раз и было сделан по европейскому образцу.
Начиная с 2011 года, группа экспертов-представителей киноиндустрии на публичных сессиях отбирала заявки, поданные продюсерами, а Госкино формировало государственную программу производства кино. Правда, решающее слово при этом все равно оставалось за Коллегией Министерства культуры Украины, утверждавшей итоги экспертного отбора.
Всего с 2011 по 2013 год состоялось пять регулярных конкурсных отборов кинопроектов и один тематический, посвященный экранному осмыслению жизни и творчества Тараса Шевченко (как водится, под "дату" — 200-летний юбилей Кобзаря).
По их итогам в Программу производства и распространения национальных фильмов включили 153 проекта. Из них 107 было запущено в производство, а 70 к концу 2014-го завершено.
Питчинги продолжаются
Практику питчингов — по усовершенствованной процедуре — Госкино продолжает и сейчас.
В сентябре-декабре 2014 года прошел седьмой конкурсный отбор кинопроектов. Впрочем, проекты по его результатам были включены в Программу производства и распространения национальных фильмов лишь в сентябре 2015 года, когда у Госкино появились деньги, чтобы запустить избранные ленты.
Сейчас идет восьмой конкурсный отбор: 160 проектов уже поданы на конкурс и новая экспертная комиссия по вопросам кинематографии уже оценивает их.
Что с госфинансированием?
Расширение государственного заказа предполагало увеличение финансовой поддержки — без реальных и ритмичных денежных вливаний изменений бы не произошло.
В 2011 году на кино государство потратило 96 млн грн, в следующем — 137 млн грн, в 2013 году — чуть меньше, почти 132 млн грн.
И это уже был сбой реформаторской программы. Изначально планы поддержки отрасли предполагали, что в течение пяти лет затраты на кинопроизводство должны были непрерывно расти, и под этот непрерывный рост "верстались" графики создания фильмов.
С помощью выделения невозвратных средств на поддержку качественно содержательных продюсерских проектов государство пыталось запустить киноиндустрию, осознавая ее существенные отличия от телевизионного рынка, где ориентированная на постсоветское пространство массовость "продукта" и его русская финансовая поддержка позволяли обойтись без государственных средств (нередко, увы, с соответствующим смысловым результатом).
В итоге часть фильмов были профинансированы государством на 50% от их бюджета, а многие — полностью созданы за государственный счет. Так можно было снимать короткометражные, документальные, детские, анимационные и дебютные ленты.
Производственно-техническая база для такого количественного "взрыва" была уже готова — благодаря налаженному сериальному производству и обслуживанию иностранных (в первую очередь русских) съемочных групп. Теперь должны были быть подготовлены творческие кадры — авторы кино: именно эту цель преследовала государственная поддержка создания короткометражных и дебютных лент, а с ними постепенно и зрители, отученные от смотрения украинского кино, тем более — на большом экране.
Новая украинская волна
С подготовкой нового поколения украинских кинематографистов Госкино более-менее справилось. Впервые с конца 1980-х годов действительно стало возможным говорить не о разрозненных творцах-одиночках, проявивших себя в сложных условиях — как это сделали, к примеру, на рубеже 1990-х и 2000-х годов Владимир Тихий с "Мойщиками автомобилей" и Олесь Санин с "Мамаем", — но о достаточно многочисленной группе авторов кино.
Благодаря возросшим финансовым вливаниям государства в кино практически одновременно (и, стоит надеяться, надолго) пришли молодые режиссеры, заявившие о себе короткометражными фильмами и дебютами в полнометражном кино
Этот принципиальный акцент Госкино на молодом, новом поколении нашел свое отражение и в плоскости кинопроката. В украинских кинотеатрах показали череду альманахов, громко озаглавленных "Новая украинская волна". Их дистрибуцию обеспечивал Национальный центр Александра Довженко, а производство большинства фильмов, представленных в сборниках, финансировало Госкино.
Путь на киноэкраны: опыт "Украина, гудбай" и "Украинские злые"
Но, пожалуй, важнейшую роль в появлении нового украинского кино как инструмента острого художественного осмысления современной действительности сыграли альманахи короткометражных фильмов "Украина, гудбай" и "Украинские злые" (художественный руководитель Владимир Тихий).
Их создание тоже поддержало Госкино — несмотря на острокритический взгляд авторов на реалии Украины 2010-х и критику власти. Правда, альманах "Украинские злые", который в этой критике преуспел наиболее, в прокат так и не вышел.
Однако значительная часть украинских фильмов, снятых в последние пять лет, нашли путь на киноэкран.
Пусть это появление для многих фильмов ограничивалось неделей-двумя показов в нескольких, а то и просто в одном кинотеатре.
Но позитивная динамика была — количество украинских фильмов в кинотеатрах выросло с двух в 2011 году до 17 в 2014-ом. А в 2015 году украинских релизов и вовсе оказалось больше тридцати.
Стоит отметить, что не все из этих картин были созданы при поддержке государства. Некоторые фильмы — в частности, документальные — стали примером кино, созданного без бюджета, благодаря использованию возможностей цифровых технологий, которые изрядно удешевили затраты на производство (сегодня снимать можно на телефон, монтировать на персональном компьютере, а показывать в кинотеатре — с жесткого диска, а не дорогой пленочной копии).
"Заходы" на территорию кино
Стали заходить на территорию кинематографа и компании, занимающиеся преимущественно телевизионным производством. Наиболее успешно — команда студии "Квартал 95", активно сотрудничающая с русскоязычным кино- и телевизионным рынком.
Собственно, именно с такими "заходами" связаны наибольшие коммерческие успехи украинских фильмов, произведенных в копродукции с Россией.
Первые места по итогам 2014 года заняли картины "Вий" Олега Степченко, участие в создании которой принял "Интер" (850 тысяч зрителей), и "Любовь в большом городе 3" Марюса Вайсберга — результат трудов творческого коллектива "Квартала 95" (591 тысяча зрителей).
Стоит, правда, отметить, что некоторые из совместно произведенных фильмов, появившихся в украинском прокате, являлись "украинскими" скорее номинально, будучи результатом сложного совместного производства разных стран, в котором собственно творческое участие украинских кинематографистов было второстепенным (например, "В субботу" Александра Миндадзе).
"Воспитание" аудитории
Постепенно, с появлением украинских фильмов, которые можно было идентифицировать "украинскими", стала формироваться и аудитория национального кино, без которой полноценная — без подпорок государственной поддержки — экономика кинопроизводства встать на ноги никак не могла.
Аудитория эта оказалась на первом этапе крайне небольшой — буквально десятков тысяч человек — и в чем-то напоминала группу кинолюбителей авторского кинематографа (их в Украине тоже традиционно немного).
Массовое же осознание того, что украинский кинематограф живет и достоин внимания, — пожалуй, и до сих пор не пришло.
Процесс "воспитания" аудитории оказался намного более длительным и сложным, чем создание новых фильмов за государственный счет. Особенно с учетом того, что государственной поддержки распространения национальных картин практически не было, а кинотеатров и кинозалов в Украине — недостает.
После аннексии Россией Крыма и оккупации территорий на Востоке Украины в стране функционирует около 400 экранов — их даже голливудским фильмам не всегда хватает.
Часть 3: Как будет
И все же некоторое осознание того, что украинское кино существует и может давать высокий, позитивный результат — у зрителей есть.
События 2014-го и 2015 годов сформировали его. В разгар политической и экономической нестабильности, фактически — необъявленной войны появилось несколько фильмов, которые подтвердили потенциал украинского кинематографа как искусства и массового медиума
Окончание "Украинская киноиндустрия: прошлое — настоящее — будущее" читайте 20 января.