НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,75

43,51

Электроэнергия для населения должна дорожать в 2021 году: как на это отреагирует власть

Электроэнергия для населения должна дорожать в 2021 году: как на это отреагирует власть
Власти пытаются одной рукой проводить зеленый курс и модернизацию, другой — регулировать цены, чтобы сохранить свои портфели и кресла
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Новый 2021-й год население Украины встретило с новыми тарифами на электроэнергию. С 1 января перестал действовать льготный тариф — 90 коп/кВт⋅ч на первые 100 кВт*ч для бытовых потребителей. Теперь украинцы платят 1,68 коп за каждый кВт*ч потребленной электроэнергии, а не только те, что свыше 100 кВт*час.

В принципе, правительство можно понять: на него давят со всех сторон. Украинская энергетика переживает перманентный кризис из-за задолженности перед зеленой генерацией, и сумма в 6 млрд гривен, которая должна поступить на рынок вследствие повышения тарифов, сможет хотя бы частично перекрыть эту задолженность. 

Кроме того, действующий ранее льготный тариф, с учетом стоимости передачи, распределения и поставки электричества, вынуждал государственную атомную генерацию поставлять электричество с убытком для себя по механизму возложения спецобязательств (ПСО). 

Однако указанное повышение вряд ли является окончательным. Тариф в 1,68 коп/кВт*ч будет действовать до 1 апреля, а после его могут пересмотреть еще раз. Парламентская оппозиция при этом заявляет о дальнейшем повышении. В своем телеграм-канале депутат от "Европейской Солидарности" Алексей Гончаренко опубликовал некий проект постановления правительства с якобы новым льготным тарифом. Согласно этому документу, цена за первые 300 кВт⋅ч будет составлять 1,68 грн. За все, что выше, придется выложить уже 3,48 грн. 

Впрочем, в официально опубликованном на сайте правительства постановлении №1325 от 28 декабря нет ни слова о том, на каких условиях будет реализовываться электричество после 31 марта. Так что пока остается лишь догадываться о том, какой будет цена. С одной стороны, учитывая кризисные и инфляционные процессы, логично, что она будет расти. С другой — тарифы в Украине, как показывает недавний пример с ограничением цены на газ, всегда были политическим вопросом: даже президент Владимир Зеленский во время избирательной кампании не обошел их своим вниманием и обещал снизить, хотя это и не входит в зону его компетенций и полномочий. 

Какие факторы влияют на рост цен на электроэнергию и как на это могут отреагировать украинцы — в материале Delo.ua.  

Зеленая энергетика

Одним из катализаторов повышения тарифов стал "зеленый тариф". Власти развитых европейских стран давно стимулируют переход своих производителей на зеленые технологии. А в конце 2019 года Еврокомиссией был принят план "European Green Deal" ("Зеленый пакт для Европы"). Этот план подразумевает достижение нулевых выбросов парниковых газов и нулевого загрязнения окружающей среды путем перехода от ископаемых к возобновляемым источникам энергии и сырья во всех странах-членах ЕС до 2050 года.

Украина хоть и не является частью Европейского союза, однако интеграция в ЕС давно стала нашим цивилизационным выбором, а значит, нам нужно синхронизировать свою экономику с экономикой развитых европейских стран. 

Первый закон для стимулирования производства "чистой" энергии был принят Верховной Радой еще в 2008 году. Тогда было решено стимулировать развитие этого сектора экономики путем установления для зеленой генерации особых зеленых тарифов, которые до 2019 года были привязаны к евро. Таким образом, зеленая генерация стала довольно прибыльным бизнесом.   

В начале эффект зеленых тарифов" отыграл правильно. Это действительно стимулировало инвесторов вкладывать в отрасль. С 2015 по 2020 год было инвестировано около 5,9 млрд евро, а сама генерация выросла на 5 800 МВт. Причем пик введения в эксплуатацию новых мощностей пришелся на 2019 год, когда было введено в эксплуатацию 4 505 МВт. 

Также сектор чистой энергии является хорошим наполнителем бюджета. Так, в 2019 году "зеленой генерацией" в госбюджет было уплачено примерно 19,8 млрд гривен, что в 3 раза больше, чем уплатить угольный сектор.

Однако уже в 2020 году получилось так, что государство уже не могло рассчитываться за зеленую генерацию. Таким образом по состоянию на 1 августа государство сгенерировало перед зеленой генерацией долг в 22,4 млрд гривен. 

Властям пришлось садиться с инвесторами за стол переговоров, в результате которых был принят меморандум. Зеленый тариф снижен на 7,5%-15%, а задолженность реструктуризирована. Так, по договоренности государство должно было выплатить 40% этого долга в последнем квартале 2020 года, а остальное погасить на протяжении 2021 года.

Любопытно, что в похожей ситуации в разгар кризиса 2008 года оказались власти Испании. Там высокие зеленые тарифы были установлены в начале 2000-х и уже через восемь лет задолженность государства перед производителями "чистой энергии" достигла 24 млрд евро. После этого испанские власти установили лимит на новую генерацию и отменили зеленый тариф.

Согласно исследованию ведущего эксперта энергетических программ "Центра Разумкова"Максима Билявского, начиная с 1 апреля 2020 года, зеленые тарифы и надбавки к ним за использование украинского оборудования составляют от 2,1954 грн/кВт⋅ч (с НДС) до 15,807 грн/кВт⋅ч (с НДС). То есть средний "зеленый тариф" в Украине составляет 9,0012 грн/кВт⋅ч (с НДС), в то время как стоимость "зеленой электроэнергии" в странах ЕС со всеми налогами составляет 4,15  грн/кВт⋅ч. 

В исследовании Билявского основными зелеными компаниями Украины указаны: в сегменте ветровой электроэнергии "ДТЭК ВИЭ" (45% рынка, владелец Ринат Ахметов), "Виндкрафт Украина" (30% контролируется гражданином Швеции Карлом Стуреном) и "Ветряные парки Украины" (14%, по данным СМИ, контролируется депутатом Верховной Рады Максимом Ефимовым и Эдуардом Мкртчаном), в сегменте солнечной энергетики — ДТЭК ВИЭ (10%), американская VR Capital (8,9%), а также китайская CNBM (5%). В общем сектор на сектор зеленой энергетики приходится 881 объект хоздеятельности, для которых установлен "зеленый тариф". 

Билявский в своем исследовании говорит, что в феврале-марте прошлого года рынок электричества уже начал терять ликвидность. Причиной этого эксперт называет перманентные изменения в нормативной базе, административное вмешательство в работу рынка и коронавирус, который привел к изменению структуры потребления и производства. 

Последствия ручного вмешательства в рынок были бы менее заметны, если бы зеленый тариф был ниже. Главной проблемой украинского зеленого тарифа эксперт называет то, что при чрезвычайно высокой ставке тарифа (выше чем в ЕС), он не обеспечил нужный уровень стимулирования, а главное конкурентного развития сектора.

RAB-стимулирование

С 1 января в Украине вступило в силу еще одно европейское новшество. Речь идет о RAB-тарифах (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестиционного капитала), которые призваны стимулировать владельцев распределительных сетей к модернизации своих мощностей. Учитывая изношенность украинских электрораспределительных мощностей, шаг выглядит вполне логичным и правильным. 

В развитых странах RAB-стимулирование действительно является принятым механизмом для привлечения инвестиций в модернизацию инфраструктуры. По словам директора специальных программ НТЦ "Психея"Геннадия Рябцева, такой подход разработан для того, чтобы сократить время, которое понадобится инвестору для окупаемости проекта. Так, при строительстве новой электросети в населенном пункте, стоимость проекта распределяется между будущими клиентами. Однако при правильной модели в качестве третьей стороны выступает государство, которое помогает населению растянуть платежи и по времени. Так, если потребители будут безболезненно для себя погашать стоимость проекта, возврат инвестиций растянется на десятки лет, что не интересно инвестору. А государство выплачивает эту стоимость быстрее и взимает платежи с населения на протяжении более долгого периода времени.

26 августа НКРЭКУ приняла постановление, которым установила доходность на старую и новую базы активов в 3% и 16,74% соответственно (первоначально планировалось 1% и 15%). Половину средств, которые были получены от старой базы  облэнерго должны будут ежегодно инвестировать в модернизацию электросетей. 

По подсчетам телеграмм-канала Монополист, в результате введения RAB-стимулирования тарифы облэнерго в 2021 году выросли на 15,9% для 1-го класса напряжения и на 32,6% для 2-го класса напряжения. В целом 25 облэнерго в 2021 году получат 9,23 млрд гривен прибыли. Так, "ДТЕК Сети" Рината Ахметова получит 2,9 млрд грн (31,6% всех средств), шесть государственных облэнерго — 1,74 млрд грн (18,9%), VS Energy, которая принадлежит россиянам Бабакову, Гинеру и Воеводину — 1,62 млрд грн (17,5%), облэнерго братьев Суркисов — 1,3 млрд грн (14%), облэнерго Константина Григоришина 1 млрд грн (11,6%). 

Половину из этих средств как уже было сказано будет направлено на модернизацию электросетей, другая часть — налоги и дивиденды собственникам.

Отмена льгот

Помимо роста электротарифов, начало 2021 года ознаменовалось еще одним интересным решением НКРЭКУ. Так, решением №15 от 6 января 2021 года нацкомиссия отменила свои 4 постановления, которые устанавливали льготные тарифы на электроэнергию

Так, было отменено постановление № 218 от 11 марта 2010 года, которое устанавливало льготный тариф на электроэнергию для религиозных организаций. Также отменили постановление №498 от 23 апреля 2012 года, которое на 30% снижала тариф для граждан живущих в 70 км от АЭС.

Кроме того, было отменено постановление №746 от 6 июня 2017 года, которое устанавливало особые тарифы для владельцев жилых комплексов, которые использовались в качестве мест компактного проживания внутренне перемещенных лиц и постановление №220 от 6 февраля 2015 года, которое позволяло устанавливать льготные тарифы для детских домов семейного типа и общежитий.

Протестный фидбэк

Четко ответить на вопрос, какими будут тарифы на электроэнергию для населения с 1 апреля 2021 года сложно. С огромной вероятностью, власти продолжат погашать долги перед зеленой генерацией, которая в противном случае обещает обращаться в арбитражи(что и произошло в Испании по итогу) и создавать предпосылки для модернизации сетей. 

Однако есть и другая сторона медали. Тарифные протесты после введения рынка газа и роста цен на голубое топливо показали, что власти могут пересмотреть свои стремления к рыночным преобразованиям. 

Энергетический эксперт Валентин Землянский считает, что протесты из-за роста тарифов на электроэнергию не только возможны, но и вполне ожидаемы. Однако, при этом, он считает повышение цен на электричество неизбежным.

"Пойдет ли правительство дальше (на повышение тарифов, — ред.)? Да пойдет. Приведет ли это к позитивным изменениям на рынке. Нет, это приведет только к росту социального напряжения и опять будут в ручном режиме гасить очередной кризис", — говорит эксперт.

При этом Землянский отмечает, что наиболее разумной стратегией в случае неизбежности роста тарифов было бы растянуть это повышение во времени, как это делали власти начиная с 2015 года.

В целом, экспертное мнение совпадает: повышение тарифов для населения неизбежно. Вполне возможно оно в будущем сравняется с таковыми для промышленности. Что, конечно же, вряд ли понравится населению. Поэтому власти, которая не хочет терять рейтинги, придется продолжить ручную регуляцию — невидимая рука рынка в Украине пока, увы, не сработала. 

Степан Крьока, специально для Delo.ua