Кто может занять пост гендиректора "Укрзализныци"

В транспортном секторе правительства грядут кадровые ротации. Не осталась в стороне и главная железнодорожная компания Украины. Кто может претендовать на только что освободившийся пост гендиректора "Укрзализныци" и чем это чревато для ее реформирования

Вчера, 1 декабря, на сайте Кабмина был обнародован подписанный премьер-министром Арсением Яценюком документ об увольнении Бориса Остапюка с должности генерального директора государственной администрации железнодорожного транспорта Украины — "Укрзализныци" (УЗ). Такое решение вызвало некоторое недоумение на рынке, учитывая возвращение с 20 ноября Остапюка к исполнению своих обязанностей после окончания проверок в УЗ.

Возврата Остапюка, которого в рыночных кругах называли одним из основных идеологов и воплотителей долгожданной реформы "Укрзализныци", ждали месяц. На пресс-конференции 25 ноября глава правового департамента УЗ Олег Титов сообщил, что Остапюк вернулся к своим должностным обязанностям после того, как 18 ноября Госфининспекция и Мининфраструктуры завершили проверку деятельности компании. И если проверка Госфининспекции, по словам Титова, не обнаружила никаких нарушений, то результаты проверки Мининфраструктуры озвучены не были.

Как удалось узнать Delo.UA, решение об увольнении Остапюка было принято после проведения совещания по результатам проверки "Укрзализныци" Министерством инфраструктуры. В пресс-службе Арсения Яценюка отказались комментировать кадровое изменение, а пресс-служба самой УЗ информацией относительно увольнения гендиректора не располагала.

Вместе с тем ни один официальный орган — "Укрзализныця", Мининфраструктуры или Кабмин — не обнародовал еще возможных кандидатов на вакантную должность гендиректора УЗ. Источники в отрасли утверждают, что прогнозировать, кто займет пост, сложно — необходимо ждать назначения министра транспорта.

По мнению директора "ЦТС-Консалтинг" Сергея Вовка, вопрос назначения Министра инфраструктуры и Генерального директора "Укрзализныци" должен рассматриваться в комплексе, поскольку ключевая задача нового главы УЗ — глубокое реформирование системы железнодорожного транспорта. И без политической поддержки со стороны Мининфраструктуры и Кабмина в этом вопросе не обойтись. "Еще одна важнейшая задача — репутация. "Укрзализныце" нужно избавляться от имиджа полутеневого и коррупционного образования, и здесь логичным шагом выглядит назначение на должность "человека извне", оптимально — с опытом работы в железнодорожных администрациях других стран, который будет продвигать реформу железнодорожного монополиста", — отметил Вовк.

1 декабря на "Украинской правде" была озвучена информация, что должность министра инфраструктуры займет гендиректор группы "Континиум" (заправки WOG, ТМ "КОМО", молочная компания "Галичина") Андрей Пивоварский. Главой группы компаний "Континиум", в числе акционеров которой нардепы Игорь Еремеев и Степан Ивахив, Пивоварский стал в конце 2012 года. Источники Delo.UA в парламенте эту информацию подтвердили. Впрочем, прогнозировать его поведение в кресле министра эксперты и рыночные игроки затрудняются — человек он весьма далекий от отрасли.

Тезис Сергея Вовка о возможности назначения иностранца на должность руководителя УЗ подтверждают и рыночные игроки. "Очень много версий и карты смешаны вариантом назначения иностранца либо совмещения министерства", — говорит начальник управления "Укртрансинспекции" в Запорожской области Александр Завгородний.

Впрочем, даже при "иностранной" тенденции в правительстве на рынке уже звучат имена украинских кандидатур на должность главного железнодорожника страны. Так, среди кандидатур называют и первого заместителя гендиректора "Укрзализныци" Максима Бланка, который на время отсутствия Бориса Остапюка справлялся с обязанностями и.о. главы УЗ, и экс-главу "Укравтодора" Александра Малина, который был уволен с занимаемой должности на основании заявления по собственному желанию. На сегодняшний день он — наиболее вероятная кандидатура на пост главы.

Сам Бланк заявил в комментарии нашему изданию, что он останется первым заместителем УЗ. "Насколько мне известно, кандидатуру нового гендиректора уже согласовали в рамках коалиционных договоренностей. Это не я", — отметил он, добавив, что не может сообщить, кто именно возглавит УЗ.

Одной из наиболее вероятных кандидатур на рынке называют начальника Юго-Западной железной дороги (ЮЗЖД) Алексея Кривопишина. Источники Delo.UA в отрасли отмечают — Кривопишин в течение длительного срока пытался "копать" под Бориса Остапюка.

Сам Алексей Кривопишин — фигура в железнодорожной отрасли приметная. Он возглавляет ЮЗЖД с 2002 года, и даже после кадровых изменений в УЗ, проведенных в текущем году новым руководством, ему удалось удержаться на посту. Источники в отрасли отмечают, что Кривопишин хорошо знаком с нынешним спикером парламента Владимиром Гройсманом, а посему может возглавить УЗ "по президентской квоте".

Во всей истории с руководителем ЮЗЖД есть один довольно неприятный для железнодорожной компании момент — несмотря на задекларированность необходимой реформы УЗ уже с начала следующего года, Кривопишин не является ее бесспорным апологетом. Напротив, он всячески поддерживает позицию откладывания изменений в "долгий ящик". К примеру, в интервью ИА "Интерфакс-Украина" в сентябре текущего года глава ЮЗЖД отмечал, что при разбитом источнике наполнения бюджета УЗ — Донецкой желдороге — нельзя начинать реформу. "Поэтому пока не наступит мир, реформу проводить просто нереально, иначе в оценке активов это будет фикцией", — отмечал он тогда.

Впрочем, в экспертной среде бытует и иное мнение. Даже если данный пост будет предложен главе ЮЗЖД, он вряд ли покинет занимаемую в течение 12 лет должность. Тем более, что на ней Кривопишин чувствует себя вполне комфортно — его не удалось привлечь к ответственности и после проверок УЗ центрального столичного вокзала.