• Главная
  • Бизнес
  • Крупный бизнес
  • ГМК
05 июля 2013 в 10:09

Митталу открыли импорт кокса в Украину (обновлено)

Кабмин отменил запрет на ввоз кокса в страну. Воспользоваться этим рассчитывают на криворожском метактиве Лакшми Миттала

3 июля Кабинет министров принял постановление №462, которым изменил действовавший до того порядок поставок кокса в Украину из-за рубежа. Вместо нулевой квоты на импорт такой продукции установлен объем ее ввоза на текущий 2013-й год в 210 тыс. тонн.

Нулевая квота на импорт различных видов кокса была предусмотрена в правительственном постановлении №225 от 13 марта. Этот документ до сих пор вызывает явное недовольство металлургов, так как устанавливает ограниченный режим импорта угольного сырья для производства кокса — в объеме 10,2 млн. тонн. Распределение этого объема между импортерами вызвало недовольство некоторых из них. Два предприятия — Алчевский меткомбинат и "Алчевсккокс" (входят в состав корпорации "ИСД", подконтрольной российскому капиталу) — подали в суд на украинское правительство, настаивая на неправомерности введения квот на импорт. В кампанию "против постановления №225" позже включились и представители цементных предприятий, которые оказались обделенными при распределении квоты в мае текущего года.

На фоне этих квотно-угольных скандалов ситуация с фактическим запретом на ввоз металлургического кокса в Украину оставалась не столь гласной и публичной. Во многом потому, что недовольство данной нормой постановления КМУ №225 высказывали лишь на ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР; входит в состав глобальной группы ArcelorMittal; основной бенефициар — бизнесмен индийского происхождения Лакшми Миттал).

Собственных мощностей криворожского комбината недостаточно для покрытия его потребностей в коксе — здесь в прошлом году остановили на капремонт две коксовые батареи. После этого АМКР, возмещая возникший дефицит в топливе, нарастил его закупки у других производителей в Украине — на коксохимах групп "Евраз" (главный собственник — Роман Абрамович) и "Донецксталь" (основной совладелец — Виктор Нусенкис).

Александр Крайников, руководитель проекта Delphica, приводит следующий расчет. В 2012 году на АМКР было выплавлено 5,6 млн. тонн чугуна, потребность в валовом коксе для этого составила 3,1 млн. тонн. А собственные коксохимические мощности комбината, при полной загрузке, позволяют выпекать не более 3 млн. тонн кокса в год. "Получается, что абсолютный минимум дефицита для предприятия — 100 тыс. тонн кокса в год. Хотя загрузить все его коксохимические мощности на 100% — весьма проблематично", — комментирует он. И приводит такое сравнение: в последний докризисный год на криворожском метпредприятии выплавили 7,2 млн. тонн чугуна, потребив 3,6 млн. тонн доменного кокса.

Немалые объемы коксовой продукции поступали на предприятие и по импорту. По данным Delphica, комбинат АМКР в текущем году резко нарастил ввоз кокса из-за рубежа — до 255 тыс. тонн за пять месяцев 2013-го, что покрыло примерно четверть от общей потребности предприятия в данном материале. За весь прошлый год комбинат импортировал чуть свыше 440 тыс. тонн кокса. Основные поставки в нынешнем году осуществлялись на криворожский меткомбинат из Польши. Кроме АМКР в тот же период металлургический кокс в страну завозил и МК "Запорожсталь" (контролируется группой "СКМ" Рината Ахметова).

Украинская коксохимическая отрасль в целом располагает достаточными мощностями для выпуска кокса. Сейчас в этом секторе горно-металлургического комплекса страны сознательно сокращают объемы производства — в ответ на падающий спрос со стороны металлургов, вызванный в том числе и внедрением установок по вдуванию пылеугольного топлива в доменные печи (эта технология позволяет сокращать расход кокса при выплавке чугуна). По предварительным данным объединения "Металлургпром", в первом полугодии 2013-го в стране было выпущено 8,841 млн тонн кокса, примерно на 10% меньше, чем в январе-июне 2012-го.

Как видно, фактический запрет на импорт кокса криворожский комбинат без данного топливного материала не оставил — нарастить его выпуск наши коксохимики вполне бы смогли. На "АрселорМиттал Кривой Рог", однако, сознательно ориентировались на импорт кокса. Причина — в корпоративно-логистических цепочках в рамках всей корпорации ArcelorMittal, которая владеет коксохимическими активами в Польше. "Мы поставляли в эту страну для своих активов железорудное сырье из Украины (в состав АМКР входит рудное подразделение — Ред.), а обратно — в Кривой Рог — везли кокс", — комментирует Delo.UA глава киевского представительства АМКР Владимир Ткаченко. Введенный с 1 июня фактический запрет на импорт кокса, по его словам, эту схему внутрикорпоративных поставок нарушил.

В. Ткаченко не отрицает, что его компания приложила немало усилий для того, чтобы добиться возобновления необходимого ей импорта. "Нельзя сказать, чтобы нас полностью устраивал объем вновь установленной квоты. Мы рассчитывали на 65 тыс. тонн кокса в месяц, по факту же выходит — 30 тыс. тонн/месяц", — рассказывает он. Но приветствует и нынешний размер квоты. "Мы надеемся, что вся она будет распределена на АМКР", — настаивает Ткаченко.

"Реальная потребность АМКР в импортном коксе, по моим оценкам, составляет 300-400 тыс. тонн в год. Выделенная квота — 210 тыс. тонн — будет использована на протяжении не всего года, а полугодия. Думаю, этот объем в 2013-м предприятие должен удовлетворить", — полагает А. Крайников. И добавляет, что МК "Запорожсталь" демонстрирует куда меньшие объемы коксового импорта: "Да, и сам ввоз данного материала осуществляется этим комбинатом нерегулярно. Для них порядка 20 тыс. тонн импортного кокса в год — вполне достаточно".

Локальное достижение криворожского актива Миттала — возобновление поставок импортного кокса — может нарушить возможные "повышательные планы" украинских коксохимов. Прямого ущерба в связи с этим для них, конечно, не возникает. "Речь можно вести просто о неполученной выгоде. Некоторые украинские коксохимические заводы могли рассчитывать на увеличение закупок своей продукции со стороны АМКР при оставлении нулевой квоты на импорт", — утверждает аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка.

Подавляющее большинство коксохимических заводов страны, впрочем, работает в рамках горно-металлургических групп. А руководство последних сейчас куда больше волнует иная квота из того же постановления КМУ №225 — на ввоз в страну качественного угольного сырья для производства собственно кокса. И вот эта история, думается, будет "громко играть" еще не единожды…

автор:
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Днепровский меткомбинат в I полугодии-2013 незначительно сократил выпуск проката
ГМК 04 июля 2013 в 13:02

Днепровский меткомбинат в I полугодии-2013 незначительно сократил выпуск проката

В июне на этом метпредприятии ИСД провел капремонт доменной печи; объем выплавки чугуна в минувшем месяце составил 194 тыс. тонн

Автомобили стандарта "Евро-5" могут освободить от импортных пошлин
Транспорт 04 июля 2013 в 14:51

Автомобили стандарта "Евро-5" могут освободить от импортных пошлин

Депутат-"регионал" Александр Момот предлагает освободить от импортных пошлин автотранспортные средства стандарта "Евро-5"