НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,55

"МТС Украина" сменит бренд на Vodafone

После многомесячных переговоров российская группа "МТС" уступила свою украинскую "дочку" британскому Vodafone, сохранив при этом контроль над ней
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Дополнено подробностями сделки

Сегодня генеральный директор "МТС Украина" Олег Проживальский объявил о соглашении с оператором Vodafone. Стороны подписали окончательное соглашение в четверг вечером. Обе компании договорились о франшизе — МТС на комиссионных условиях сможет использовать бренд Vodafone для работы в Украине. Второго по величине абонентской базы сотового оператора Украины ждет в недалеком будущем смена бренда, а, возможно, и появление нового акционера — соглашение о франшизе предполагает и опцион на покупку миноритарной доли в уставном капитале украинского оператора.

По словам Олега Проживальского, с 16 октября компания не будет продвигать бренд "МТС Украина", в частности сегодня компания закроет свой брендовый магазин на ул. Крещатик и через месяц откроет его под брендом Vodafone. Кроме того, все последующие запуски 3G в городах Украины (напомним, что на сегодняшний день связь третьего поколения от "МТС Украина" работает только в Одессе) будут осуществляться под брендом Vodafone. "Приход Vodafone в Украину предполагает смену тарифных планов, ребрендинг магазинов и торговых точек", — отмечает директор Vodafone по развитию партнерских рынков Стефано Гастаут. Ребрендинг будет проводиться за счет имеющегося маркетингового бюджета "МТС Украина".

Но полноценный запуск 3G не единственная хорошая новость для абонентов оператора. По словам Олега Проживальского, украинские клиенты Vodafone смогут пользоваться роумингом по "домашним тарифам" в 14 странах Западной Европы, где присутствует британский оператор.

Также, как отметил Олег Проживальский, теперь "МТС Украина" будет работать и по британскому законодательству в области защиты данных и безопасности.

Международный эксперт, к которому бизнес-портал Delo.UA обратился за разъяснениями по поводу финансовых подробностей сотрудничества между МТС и Vodafone, сообщил, что в каждом случае условия разные. Как правило, британский оператор получает определенный процент от дохода своего партнера, использующего бренд Vodafone.

По его словам, "МТС Украина" подписала одно из самых жестких соглашений, имеющихся у британской компании. Подобные договоренности накладывают максимальные требования к качеству сети, продуктов и услуг, а также к соответствию стандартов защиты окружающий среды от электро-магнитного излучения. Если "МТС Украина" сможет выполнить взятые на себя обязательства, тогда пользователи компании смогут получить "действительно качественные телеком-продукты", заявил эксперт с опытом работы на международных рынках.

МТС предоставила Vodafone финансовую гарантию за право использовать бренд британского оператора. Ее размер не может превышать 1,99% балансовой стоимости всей группы, что равно 11,2 млрд рос. руб. (почти 3,89 млрд грн.).

История "женитьбы"

Слухи о возможном выходе одного из британских операторов в Украину появились еще несколько месяцев назад. Среди возможных кандидатов на покупку украинской "дочки" МТС назывались Vodafone и Virgin. Потом среди основных претендентов остался лишь Vodafone. Стороны рассматривали варианты сотрудничество по франшизе или вхождение в акционерный капитал.

Сотрудничество МТС и Vodafone началось еще в 2008 году, когда компании подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Тогда российский мобильный оператор получил доступ к продуктам и маркетинговым разработкам британской компании. Обе стороны категорически отрицали предположения о дальнейшем сближении — например, о выходе бренда Vodafone на рынки постсоветских государств. События последних двух лет заставили российскую МТС обратиться к своему британскому партнеру и отказаться от своего бренда в Украине.

Напомним, что формально выход Vodafone на украинский рынок начался в сентябре-2015, когда компания зарегистрировала в Украине торговый знак своего сервиса мобильных платежей M-Pesa, которая позволяет пользователям вносить/снимать средства, осуществлять денежные переводы, оплачивать товары и услуги с помощью мобильных телефонов и смартфонов.

No Russians, no cry

Проблемы у МТС в Украине появились после развязывания Российской Федерацией (РФ) необъявленной войны. В феврале 2014 года войска РФ без опознавательных знаков захватили Крым и спецслужбы государства-агрессора начали вмешиваться в работу украинских телеком-сетей. Тогда Служба безопасности Украины и Национальная комиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ) обвинили компанию "МТС Украина" в нарушении лицензионных условий. СБУ сообщила, что сеть этого оператора контролируется из-за рубежа. Лазейками в системе безопасности украинской "дочки" МТС вовсю пользовались спецслужбы РФ для слежки за украинскими абонентами.

Телеком-регулятор пригрозил, что отберет у компании "МТС Украина" лицензию, но затем состав НКРСИ поменялся и угроза осталась невыполненной. Однако ведомство заставило компанию установить дополнительное защитное оборудование на свою сеть.

После смены режима бывшего президента Януковича новое правительство в 2014 году начало подготовку к проведению долгожданного 3G-конкурса. Премьер-министр Арсений Яценюк неоднократно заявлял о своем намерении не допустить к аукциону компании с российским капиталом. На тот момент "Мобильные ТелеСистемы" владели 100% акций своей украинской дочки.

Для того, чтобы отстраниться от негатива, который вызвали враждебные действия РФ в украинском обществе, группа МТС приняла решение изменить структуру владения своей украинской "дочкой". С начала 2015 года "МТС Украина" находится в собственности нидерландской Preludium, которой в свою очередь владеет Allegretto Holding из Люксембурга. Информированные источники на рынке утверждали, что две зарубежные "прокладки" между материнской и дочерней структурами появились для облегчения процесса по привлечению инвесторов с мировым именем.

Бизнес-портал Delo.UA нашел подтверждение непосредственному влиянию московского офиса МТС на работу своего сотового актива в Украине. Согласно данным Торговой палаты Нидерландов, компанию Pleludium B.V. возглавляет Владимир Травков. По данным профессиональной соцсети LinkdIn, он работает директором подразделения отчетности, планирования и анализа в группе МТС.

Еще одним событием, которое предварило смену вывески в украинской "дочке" МТС, стал уход Ивана Золочевского с должности генерального директора компании "МТС Украина". Вначале сентября этого года он решил не продолжать свой контракт. Новым руководителем предприятия стал Олег Проживальский, отвечавший за взаимодействие оператора с государственными органами. Тогда в самой компании не скрывали, что он является временной фигурой и вскоре компанию "МТС Украина" может возглавить новый топ-менеджер.

Вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич заверил, что перевести украинскую "дочку" на новый бренд несложно и недорого. Для сравнения он привел пример 2007 года, когда старейший сотовый оператор Украины — "Украинская Мобильная Связь" (UMC) сменил бренд на "МТС Украина". По его словам, технический переход продлился полгода и стоил не более $200 тыс. Для ментального восприятия нового названия украинцам понадобилось немного больше времени — приблизительно полтора года. "Смена бренда вызовет определенную эмоциональную разрядку", — предположил Василь Лацанич, отвечая на вопрос об ухудшении украино-российских взаимоотношений за последние два года.

Директор Vodafone по развитию партнерских рынков Стефано Гастаут отметил, что британский оператор проводил ребрендинг более 20 раз и накопил в этом вопросе огромный опыт. "Сейчас лучшее время для запуска в Украине 3G и бренда Vodafone", — подчеркнул он.

Vodafone предоставляет услуги сотовой связи в 30 странах мира, он заключил партнерские соглашения с компаниями из более чем 50 государств. Число клиентов Vodafone по всему миру составляет 449 млн, из них 188 млн пользуются услугами 3G.