Нефть против ветра: почему нефть в мире дешевеет, а бензин на украинских заправках — почти нет

Время от времени нефтепродукты на украинских АЗС дешевеют. Но из-за курсовых колебаний и высоких налогов, для украинцев это происходит фактически незаметно
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Еще не настала пора весенней посевной, а политики уже озаботились ценами на топливо. Премьер призвал Минэнергоуглепром и АМКУ разобраться, почему уже третий год стоимость нефти в мире падает, а бензин в Украине не только не дешевеет, а напротив — дорожает.

Рынок в мире чиновников

АМКУ такое задание не в новинку, им регулярно приходится общаться с представителями АЗС по поводу того, не присутствует ли на рынке сговор участников. Иногда АЗС призыв премьера слышат и цены копеек на 40-50 снижают.

Министру Демчишину, закаленному в дискуссиях с энергетиками, ситуация на топливном рынке оказалась не так хорошо знакома. Поэтому аналитики, оценивая работу чиновников, отмечают, что правительству следовало бы внимательнее следить за ситуацией.

"Внимание властей сосредоточено преимущественно на ценах, тогда как цены являются отражением не только изменений цен на нефть и ставок налогов, но и других экономических факторов — курса валюты, динамики потребления и т.д.," — напоминает Сергей Куюн, глава консалтингового агентства А-95.

Александр Сиренко, аналитик консалтингового агентства UPECO, обратил внимание, что встреча с министром в подобном формате прошла едва ли не впервые за последние 1,5-2 года. И, возможно поэтому, одной из рекомендаций от рыночников во время встречи стало возобновление работы Экспертно-аналитической группы, состоявшей из представителей профильных госведомств и представителей рынка. Такая группа раньше собиралась ежемесячно, обсуждала ценовую политику и проблемы рынка нефтепродуктов. А ее решения считались обязательными к исполнению участниками.

Вместо этого уже третий год проблему отрасли пытаются решить в ручном режиме. К примеру, с 2016 года на нефтетрейдеров вновь распространяется ограничение НБУ на покупку валюты — из-за того, что они исключены из списка "критический импорт".

И для устранения этой проблемы министру придется обращаться к Минфину, НБУ и ГФС.

Кроме того, реакция чиновников часто запоздалая. Сиренко уверен, что цены можно было снизить еще в декабре 2015-го, когда акцизы были ниже, а тонна бензина стоила в среднем $435. Но даже сейчас, с повышенным акцизом, у трейдеров, по данным аналитика, есть маржа в 30% и запас к снижению. Поэтому призыв министра снизить цены хотя бы на 50 коп. на литре, он назвал вполне реалистичным.

По данным UPECO, стоимость бензина на нефтебазах Киевской области практически не отличается, несмотря на страну происхождения.

Статистика UPECO за 15.01.2015. Цены на нефтебазах Киевской области (коп./л)

Нефть и налоги

Представители АЗС убеждают, что украинский рынок все же реагировал на удешевление нефти, и стоимость топлива снижалась. Но повышение акциза в 2016-м остановило дальнейший процесс. Как уточняет коммерческий директор и совладелец сети АЗК KLO Вячеслав Стешенко, акциз зафиксирован в евро, и поэтому — изначально нестабилен из-за курсовых изменений.

"При старых акцизах и дешевеющей нефти цена на топливо понижалась. В новом году мы растамаживали дизель уже с новыми акцизами, поэтому на стеле вы не видите изменений. Если бы акциз не вырос, цены на топливо снизились бы вслед за удешевлением нефти", — рассказывает Стешенко.

Аналогичного мнения придерживается гендиректор топливной компании "Параллель" Елена Хилиенко, по словам которой без нововведений по розничному акцизу на импорт "были бы объективные предпосылки к снижению цен, а в сложившейся ситуации вероятность обоснованного снижения гораздо меньше".

В Украине привязка к валюте накладывает дополнительные риски: нестабильность курса и ограничения Национального банка на покупку валюты.

"Параллель" оценивает влияние валюты почти в 95% стоимости (себестоимость и налоги — НДС, акциз, которые непосредственно либо опосредовано тоже зависят от валюты).

Практически такие же расчеты у KLO: в валюте оплачивается нефтепродукт, акциз, розничный налог в 0,042 EUR / литр и, частично, логистика.

Согласно данным Сергея Куюна, валютная составляющая в структуре стоимости бензина уже достигла 85%. Из них 40% — закупочная стоимость нефтепродукта по импорту (валюта), а 45% — налоги (зафиксированы в евро). Остальные 15% преимущественно номинированы в гривне: это расходы и прибыль АЗС.

Поэтому аналитик считает, что цены на топливо во многом отражают экономическую политику правительства. Соответственно, если падает курс гривни, цена на нефтепродукты как валютный товар растет. "Точно так же она растет при повышении налогов, которые таким образом перекладываются на потребителя," — рассказывает он.

По данным консалтингового агентства UPECO, валютная составляющая немного ниже 80%: стоимость А-95 на границе занимает 39,7% в структуре цены топлива в Украине. Еще 40,3% — налоги, 5,9% на логистику, а остальные 14% — маржа, включая расходы АЗС. На дизтопливе ситуация аналогичная: 38,1% на границе, 30% налоги, 7,6% логистика, а вот маржа гораздо выше — 24,1%.

Что касается валютной составляющей, то Сиренко обращает внимание, что в 2016-м не просто подняли акциз на бензин до €228/т, а на ДТ — до €113/т. Законодатели также изменили розничный акциз — с процентного на фиксированный (0,042 €/л).

Чтобы аргументировано спорить с рынком, Миэнергоуглепром обнародовало свои индикативные розничные цены на вторую декаду января 2016-го. И они ближе к аналитике UPECO: 37,8% — закупка, 40,6% — налоги, 5,2% — логистика и 16,4% — торговая наценка (с учетом затрат на сбыт и административных затрат).

Данные Минэнергоуглепрома от 16.01.2015

Доля налогов в розничной цене нефтепродуктов уже превысила долю нефти, и в отличие от нее — не зависит от колебаний на бирже. Даже если нефть упадет до $10 за баррель, акциз на тонну бензина, уплачиваемый при импорте, останется €228. Благодаря "пистолетному" акцизу с каждого литра на заправке украинец платит еще €0,042.

Поэтому цена нефтепродуктов, привязанная к валюте, становится более зависимой от курса, а не стоимости нефти.

Запас для маневра

Трейдеры готовы смириться с новыми акцизами, хотя и напоминают, что это препятствует снижению розничных цен. Но нестабильность гривни и ограничения на покупку валюты просто не позволяют оплатить необходимый товар.

Высокие цены на топливо уже приводят к снижению потребления: в 2015 году Госстат ежемесячно фиксировал падение продаж бензина примерно на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. И хотя маржа АЗС, по информации Куюна, в последнее время несколько выросла, продажи упали более чем на 30%. Аналитик оценивает маржу сетей на уровне подобных объектов в Европе — в среднем около 10 центов на литре.

По словам коммерческого директора KLO Стешенко, министерство просило трейдеров снизить цены на бензин до уровня 19,50 — 19,70 грн. И через три дня после встречи Минэнергоуглепром зафиксировал снижение цен на АЗС Укрнафты, Сентозы, Авиаса, Мавекса, ANP, MARSHAL на 0,5 грн и на АЗС UPG на 1,5 грн.

По данным UPECO, цены в рознице действительно снизились на 0,2-1,5 грн. в зависимости от вида топлива. Однако бензин ни в одной сети не подешевел более чем на 0,5 грн, в том числе и в UPG.

На 1,5 грн подешевело дизтопливо на заправках Укранафта/Авиас и Альфа-Нафта, и на гривню дешевле теперь отпускают ДТ WOG и OKKO. Самые высокие цены на бензин удерживаются в сетях WOG, OKKO, Shell, Amic Energy, SOCAR и "Параллель".

Данные агентства UPECO от 18.01.2016

Небольшое снижение усугубило ценовую разницу между сетями. При среднем по Украине значении 19,11 грн/л, самый дешевый бензин А-95 продают по 17,30 грн/л на UPG, а самый дорогой — по 20,99 грн/л на WOG, OKKO, Shell, Amic Energy, SOCAR и Параллель.

Страны происхождения топлива у всех украинских трейдеров одинаковы — Беларусь, Литва, Россия. Поэтому возникает вопрос — откуда в стоимости разница в 2-3 грн? И за счет чего сетям удается делать акционные скидки в несколько гривень на литре?

"Это лучшая иллюстрация наличия в стране огромного теневого рынка. По нашим оценкам около 25% бензина в прошлом году находились в тени — были нелегально ввезены или изготовлены без уплаты налогов. Продавец такого топлива имеет огромный запас прочности — около 10 грн/л (объем всех налогов), поэтому с легкостью может предоставить 10%-ный дисконт от уровня тех, кто эти налоги платит," — делится Куюн.

По вчерашнему заседанию у Демчишина. Все прошло очень конструктивно, все поняли, что надо чаще общаться, так что некое ... Опубліковано Sergey Kuyun 13 січня 2016 р.

Легальным сетям сложнее изыскивать пути для скидок. Поэтому, рассказывает аналитик, им приходиться торговать без прибыли, чтобы привязать клиента и обеспечить денежный оборот, на который, в частности, обращают внимание банки при выдаче кредитов.

К примеру, по словам Стешенко, маржа KLO составляет 2 грн на литре, а когда компания проводила скидочную акцию, топливо продавали без маржи. "Параллель" не раскрыла свою маржу, однако скидки — 2 грн на литре сеть предоставляет при покупке топлива на свыше 300 грн.

По факту — верхний ценовой сегмент заняли премиальные сети, у которых имеются значительные расходы на содержание инфраструктуры. Но при этом они практикуют программы лояльности для постоянных покупателей.

Кроме затрат, связанных с топливом, сетевики жалуются на подорожание электроэнергии на 15%, газа на 35%, налога на недвижимость на 50% (с 1 января 2016-го). На встрече с министром жаловались еще на рост зарплат сотрудникам и грядущие затраты по электричеству. Но Демчишин напомнил, что предпосылок повышать цены на электроэнергию до мая нет, а зарплаты в отрасли выросли в среднем на 13%.

Впрочем, ценовую разницу сетевики рассматривают скорее как результат конкуренции.

"У Министерства претензий нет, поскольку по их расчетам цена должна быть на уровне 19,50 — 19,70 грн. На сегодня на рынке есть такая цена, есть и выше. Ведь рынок на то и рынок, чтобы цены варьировались, и потребитель мог сам выбирать, за что платить," — рассказали в компании KLO.

И добавили, что вмешательство АМКУ в ценообразование на рынке превращает комитет в некий карательный орган. "Использовать Антимонопольный комитет, как некий карательный орган — нецелесообразно, неправильно и это не путь в Европу. Как раз АМКУ и должен следить за тем, чтобы цены на рынке были разными," — убеждает Стешенко.