Почему украинские госшахты остаются убыточными

Государственный углепром каждый месяц поглощает более 1 млрд гривень из госбюджета, оставаясь хронически дотационным. Что образует эту отраслевую "черную" дыру?

Государственная сфера отечественной угольной промышленности продолжает нести внушительные финансовые потери. По оценкам Министерства энергетики и угольной промышленности (Минэнергоугля), убытки госшахт от выпуска товарной продукции, без учета средств государственной поддержки, в мае 2013-го оцениваются в 1,21 млрд грн — на 208,6 млн грн больше, чем в том же месяце прошлого года.

Последний месяц весны лишь подтвердил долговременную тенденцию. В целом за январь-май текущего года убытки предприятий, управляемых Минэнергоугля, полученные от производства угольной товарной продукции, почти достигли 6,2 млрд грн. Это на 37,7% больше, чем за пять месяцев 2012-го (4,37 млрд грн). Такие результаты эксперты объясняют, прежде всего, снижением объемов добычи. За те же январь-май 2013-го госшахты произвели угля на 3,3 млрд грн, или на 17,8% меньше, нежели в аналогичном периоде прошлого года (АППГ).

Цены на уголь при этом держатся на уровне, не позволяющем покрыть даже себестоимость его добычи. По данным отраслевого министерства, в отчетный период средняя цена товарной продукции, произведенной государственными угольными предприятиями, составила 504,2 грн/тонн, снизившись в годовом сопоставлении на 116,7 грн/тонн. Причем что сейчас, что год назад цена государственного угля в Украине катастрофически не дотягивает до показателей его себестоимости.

"Черная дыра" углепрома

"С марта этого года себестоимость добычи на государственных угольных предприятиях, с учетом социальных выплат шахтерам, находится у отметки в 1450 грн/тонна. Эта сумма почти в три раза больше цены реализации. В начале 2013-го фактическая себестоимость угледобычи выросла на 21% к аналогичному периоду 2012-го, средняя же цена реализации продукции, наоборот, снизилась на 27%", — комментирует эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

Из-за низкой цены на отечественный уголь государство и теряет средства. Так, в профильном министерстве сообщали, что за январь-май текущего года из государственного бюджета поступило свыше 5,6 млрд грн на частичное покрытие расходов по выпуску угольной продукции в Украине.

По словам Корольчука, "основной момент убыточности" заключается в том, что дотации из госбюджета вызваны обилием социальных доплат углепрому, которые осуществляет государство. По его мнению, эти выплаты сейчас на руку государству и представителям шахт, поскольку призваны поддержать стабильность угледобывающих регионов и успокоить местный электорат в преддверии грядущих выборов. "В таком свете руководству госшахт может быть выгодно показывать на бумаге убыточность предприятий ради бюджетных вливаний", — не исключает эксперт.

Официальных же разъяснений относительности убыточности именно в государственной сфере отечественного углепрома от профильного министерства к моменту публикации данного материала получить не удалось.

По форме управления

На начало 2013-го в Украине действовали 153 угледобывающих предприятия, из которых треть — 47 объектов — находилась под контролем крупного бизнеса. Частные (или концессионные) шахты, в отличие от государственного углепрома, демонстрируют лучшие показатели, утверждает Корольчук.

Он говорит, что частные игроки сектора, такие как ДТЭК Рината Ахметова, в рамках своих интеграционных цепочек более охотно потребляют на теплоэлектростанциях уголь подконтрольных добывающих предприятий, "оставляя тем самым госшахты ни с чем". И подтверждает это следующими данными. Если государственные шахты в I квартале 2013-го снизили добычу угля на 4,3% по сравнению с АППГ, то предприятия, принадлежащие указанному энергохолдингу, ее, напротив, нарастили на 1,4%.

А директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар уверен, что проблема не столько в убыточности предприятий, сколько в умении распоряжаться средствами. "Если шахта прибыльна, то наверняка находится в частной собственности или взята в концессию. И наоборот — в случае с госуправлением", — констатирует эксперт.

Впрочем, что удается компании Ахметова, далеко не всегда "выгорает" у мелких добытчиков за пределами госсектора в углепроме. Несколько небольших отраслевых игроков весной этого года заявляли о желании расстаться с некоторыми активами по причине убытков.

Беспросветная ситуация?

Эксперты прогнозируют, что ситуация с финансовым результатом в госсекторе угольной промышленности Украины к завершению 2013-го не изменится, и, скорее всего, усугубится. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич называет следующие предпосылки для подобных предположений.

Прежде всего, это значительная кредиторская задолженность сектора, размер которой, по информации Минэнергоугля, на конец I квартала-2013 равнялся 8,6 млрд грн. Кроме того, сложные горно-геологические условия, устаревшая техника и технология добычи угля, изношенный шахтный фонд. Последний показатель, по данным Независимого профсоюза горняков Украины, составлял 85% на начало нынешнего года.

В таких обстоятельствах государственному углепрому остается по-прежнему рассчитывать на государственные же дотации. Изначально в Госбюджете на 2013 год было предусмотрено 9,7 млрд грн на покрытие нужд шахтеров, но добрая половина этих средств уже освоена. Профильное министерство планирует у величить финансирование сектора еще на 10,5 млрд гривень...