Продавать облэнерго без RAB-тарифа — нерационально — Нефьодов

Первый замминистра экономразвития Максим Нефьодов рассказал, почему отмена аукциона по "Одессаоблэнерго" — хорошее решение Фонда госимущества, и как RAB-тариф даст заработать на приватизации

Фонд государственного имущества (ФГИ) выставил на торги 20 марта государственный блокирующий пакет акций (25%) ПАО "Одессаоблэнерго" при стартовой цене 149,081 млн грн. Этот же пакет акций ФГИ пытался продать в прошлом году — при стартовой цене в 631,3 млн грн, но не получил ни одной заявки.

Однако новый аукцион не состоялся — ФГИ снял пакет с торгов. Оказалось, что рабочая группа при Кабмине решила пересмотреть критерии к предприятиям, которые готовятся к приватизации.

Ситуацию с приватизацией госпакета "Одессаоблэнерго" и других облэнерго для Delo.UA согласился объяснить первый заместитель министра экономразвития Максим Нефьодов.

Насколько соответствует новому закону о приватизации понижение стартовой цены госпакета (25%) "Одессаоблэнерго" с 631,3 млн грн (аукцион в 2017 году) до 149,081 млн грн (предложение ФГИ в 2018 году)?

Понижение стартовой цены — вряд ли в интересах государства как акционера. Здесь главный фактор неопределенности — введение RAB-тарифа. Если мы ожидаем введения RAB-тарифа, конечно, государству как собственнику выгоднее подождать, пока тариф будет введен, риски для потенциального инвестора сняты и этот пакет моментально подскочит в цене.

Продавать его до внедрения RAB-тарифа, с моей точки зрения, нерационально. Поэтому я считаю, что Фонд госимущества правильно сделал, что снял объект с продажи, это абсолютно в интересах государства.

Как тогда оценить поведение Фонда госимущества, который в прошлом году продал государственные блокпакеты ряда энергопредприятий — по конкурентной цене, но явно дешевле, чем если бы действовал RAB-тариф?

Возможно, в прошлом году вопрос RAB-тарифов и даже его утверждение НКРЭКУ было вопросом проблематичным. И, вероятно, тогда такое решение ФГИ имело смысл — тарифы не вступили в силу.  

Мне кажется, что в прошлом году внедрение RAB-тарифов и на политическом уровне, и с юридической точки зрения было под вопросом. Поэтому у Фонда не было оснований отменять продажу.

С одной стороны — они были под давлением, должны были выполнять программу приватизации. С другой — что может быть основанием отменять торги: ожидание, что решение вот-вот вступит в силу? С точки зрения правоохранительных органов и политиков, это вряд ли может служить основанием.

В 2015-2016 это было аргументом. Приватизация облэнерго переносилась каждый год.

В 2015-2016 вообще приватизация не проводилась, насколько я понимаю. Приватизировали примерно на 200 млн грн в год. Считать это достижением мне сложно.

Сейчас, когда мы видим, что во многих областях RAB-тарифы начинают публиковать (размещается информация для обсуждения возможного повышения тарифов в рамках стимулирующего тарифообразования — ред.), будут утверждаться и меняться тарифы на электроэнергию — в этих условиях можно рационально ожидать, что изменения коснутся и "Одессаоблэнерго".

Относительно переоценки стоимости активов облэнерго: как будет формироваться новая стартовая цена для госпакетов акций "Одессаоблэнерго" и "Сумыоблэнерго"? Будет ли учитываться переоценка активов для внедрения RAB-тарифов?

Очень хотелось бы, чтобы RAB-тариф официально начал действовать. Тогда понятно, что оценка этих активов будет совсем другой. Если я не ошибаюсь, активы "Одессаоблэнерго" были оценены для целей RAB-тарифов в 15,4-15,5 млрд грн. Если посмотреть их последнюю финансовую отчетность, она меньше 8 млрд грн. Т.е. переоценка почти вдвое.

Переоценка будет иметь влияние на стартовую цену. Мне сложно прогнозировать, будет ли рост в два раза, но рост будет достаточно существенным, чтобы подождать несколько месяцев или полгода.

Вы прогнозируете, что Фонд выставит госпакеты уже после того, как облэнерго получат свои RAB-тарифы?

Фонд — это отдельная институция, и я не могу говорить за него. Но, конечно, мы бы советовали приватизировать после внедрения RAB-тарифов.

Если вы — инвестор, хотите купить актив. Банально снимается риск.

Мы все ожидаем, что тарифы вот-вот будут приняты, можно будет зарабатывать больше, но есть риски. В нашем государстве они дают существенный дисконт (к цене — ред.) - может, будут выборы, ситуация изменится, электроэнергия станет бесплатной. Все это будет закладываться в цену.

Если мы ожидаем решения (по RAB-тарифам — ред.) в течение двух-пяти месяцев, наверное, можно подождать и выставить объект на продажу в конце года. Государство точно заработает больше.

Поддерживает ли МЭРТ решение Фонда госимущества снять госпакеты облэнерго с продажи? И по какой причине Фонд решился на такой шаг — одумались или кто-то подсказал?

В государственной бюрократии нет формы — "кто-то посоветовал". Мы рассматривали этот вопрос на рабочей группе, сформированной по постановлению Кабмина №525, обсуждали плюсы и минусы этого решения. После рабочей группы они решили снять с продажи.

Но мне не нравится конспирология — "кто-то посоветовал". Решение Фонда госимущества что выставлять и когда — их единоличное решение. МЭРТ не хочет влиять на них.

Каким образом будут защищены интересы миноритарных собственников, которые купят эти госпакеты?

Для этого как раз многое сделано: принято новое законодательство. Это и правила на договора с заинтересованностью, и право миноритария на обратный выкуп своих акций (buy-back), которые внедрила Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам.  

Будут это стратегические инвесторы или финансовые — решит аукцион.

Финансовые будут оценивать пакет, исходя из тарифа, в том числе — RAB-тарифа, ожидаемой прибыльности компании и дивидендов. Это понятная финансовая модель.

Стратегический инвестор будет оценивать пакет, исходя из приобретения полного контроля и, возможно, более комфортного для себя пребывания без дополнительных инвесторов, которые будут или не будут поддерживать его стратегию развития.

Цель МЭРТ, как органа, который реализует политику в этой сфере, сделать каждый конкурс максимально конкурентным. Какая будет цена, может показать только рынок.

На конкурсах по продаже пакетов энергокомпаний в прошлом году был только один серьезный игрок, который и совершил покупки. Их вы оцениваете как успешные?

Мне сложно сказать, как можно было достичь в этих временных пределах и с этим законодательством лучшего результата.

Возможно, если бы мы продавали по новому закону о приватизации, собрали акции в один пакет и попытались найти  для них стратегического инвестора — теоретически можно было получит лучше условия. Но в тех условиях, которые были, рассчитывать, что цена отличалась бы кардинально — для меня не совсем очевидно.

Я рад, что по некоторым пакетам была существенная конкуренция.