RAB-тарифы: эксперт рассказал о рисках заниженных ставок, принятых НКРЭКУ

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay
Против новых тарифов выступили облэнерго, Министерство энергетики, Европейская бизнес-ассоциация и ряд народных депутатов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Принятые НКРЭКУ ставки стимулирующих RAB-тарифов для операторов систем распределения на уровне 3% для "старых" и 16,74% для "новых" активов — не приведут к мгновенному и значительному росту доходов облэнерго, поскольку минимально покрывают затраты на возобновление производственной базы. Такое мнение в материале для "Экономической правды"высказал эксперт энергетического рынка Виктор Куртев.

По его словам, среди тех, кто не поддержал размер новых тарифов — облэнерго, Министерство энергетики, Европейская бизнес-ассоциация и ряд народных депутатов — ключевые энергетические структуры и причастные к ним специалисты. "Свое решение регулятор объяснил заниженной ценой ранее выкупленных частных облэнерго и о предстоящих "миллиардных" доходах причастных к ним олигархов уже в первый год действия RAB-тарифов", — отметил эксперт. Однако, по его словам, это не соответствует действительности.

"Средний возраст оборудования облэнерго 25-30 лет, согласно методике, коэффициент старения составляет 80-90%, может, в некоторых случаях это и 100%, но такого просто не укажут, так как это уже нерабочее состояние.

3% — это коэффициент, который будут считать по старой базе, на оборудование практически с 90% изношенностью. И если новый элемент оборудования стоит 1 млн грн, то по старой базе его оценят в 100 тыс грн — вот из этой суммы и нужно высчитывать пресловутые 3%", — написал он.

Что касается "новых" активов, то ставка доходности на новую базу практически приравнивается к сумме процентной ставки банка (16,74%), которую облэнерго должны будут отдавать ежемесячно за получение кредита на покупку нового оборудования. "Поэтому опять-таки говорить о молниеносных баснословных прибылях весьма оптимистично", — добавил он.

Он также добавил, что с введением RAB-тарифов к облэнерго ужесточаются требования по соблюдению качества электроснабжения и обслуживания (работа колл-центров и приемных отделений). "Например, при несоблюдении прогнозного показателя SAIDI по схеме "затраты плюс" величина штрафа не может превышать 1% от необходимого дохода, а при RAB-тарифе будет составлять до 5%. Это хороший стимул для операторов распределения, потому что 5% от необходимого дохода (весь финансовый оборот, включая зарплаты, операционную деятельность) может быть больше самой надбавки по RAB-тарифу. Механизм давно используется в Европе как эффективная модель модернизации и развития инфраструктуры", — подчеркнул Куртев.

Эксперт напомнил, что сегодня тарифы для облэнерго формируются по принципу "затраты плюс", который предусматривает включение операционных затрат, амортизации активов, затраты на покрытие технологических потерь электроэнергии в сетях, а также прибыли на уровне 3% рентабельности оператора системы распределения.

"Такая модель не стимулирует собственников инвестировать в модернизацию сетей собственные или кредитные средства. RАB или стимулирующее тарифообразование должно изменить этот подход. RAB-тарифы — это практика развитых стран, это улучшение качества услуг, они позволят значительно уменьшить показатель SAIDI (отключения в результате технической изношенности) — у нас он составляет 700 минут в год, тогда как в европейских странах — 100 минут", — отмечает Куртев.

Напомним, ранее нардеп Людмила Буймистер заявила, что НКРЭКУ должны пересмотреть ставку доходности на существующую базу активов и повысить ее до 6-7%. От этого зависит снижение стоимости подключения к электросетям.