Энергетика 10 марта 2016 в 19:20

Разделение "Нафтогаза": уберут ли из процесса политическую составляющую?

"Нафтогаз" и Минэнергоуглепром представили свое видение реформы национального монополиста в добыче, транзите и трейдинге. Озвученные предложения пока похожи на борьбу двух политических кланов, ориентированных на президента и премьер-министра

У НАК "Нафтогаз Украины" есть три функции, которые из "всего лишь" вертикально-интегрированной компании превращают ее в сильного монополиста на газовом рынке: трейдинг, добыча и транспортировка газа.

Согласно данным Минэнергоуглепрома, на долю частников приходится всего 10% импорта газа из Европы. Тогда как "Нафтогаз" поставляет 100% российского и 90% европейского голубого топлива.

Подпишитесь на канал DELO.UA

НАК контролирует 85% добычи украинского газа. "Укргазвыдобування" (УГВ), крупнейшая газобывающая компания в стране, полностью принадлежит государству и находится в операционном управлении "Нафтогаза". Кроме контроля над УГВ, у "Нафтогаза" есть 50%+1 акция в "Укрнафте", которая дает преимущество в набсовете компании и позволяет менять менеджмент.

"Укртрансгаз" (УТГ), оператор газотранспортной системы и подземных хранилищ газа, также находится в управлении НАКа. УТГ транспортирует газ по территории Украины из России в Европу и Украину, а из ЕС в адрес отечественных потребителей.

Несмотря на споры с "Газпромом", доминирующее присутствие госкомпании во всех сферах газового рынка усложняет конкуренцию для частных трейдеров, а значит — монополия НАКа усложняет жизнь потребителям. Как раз для таких случаев и предназначен Третий энергопакет Европейского Союза, который внедряют в Украине: отделить функцию транспортировки. После этого, НАК должен соревноваться за доступ к трубе и газохранилищам на равных условиях.

Сейчас трейдеры жалуются, что "Нафтогаз" выкупил все мощности на границе с Европой и часто отказывает в доступе конкурентам. А с восточной границы доступ к мощностям заблокировал "Газпром", которого защищает российский федеральный закон "Об экспорте газа".

Отделение транспортировки от общего бизнеса "Нафтогаза" — технически несложный процесс. Фактически нужно из перечня готовых моделей, опробованных в Европе, выбрать подходящую и внедрить ее. Выбор был сделан в январе 2016 года — отделение собственности (Ownership Unbundling). Газотранспортная система ( ГТС) должна быть отделена и для ее управления создан новый оператор. Но профильное министерство и НАК умудрились поднять шум и здесь.

Диспозиция

Презентуя свое видение во время "круглого стола" при парламентском комитете по ТЭК, министр энергоуглепрома Владимир Демчишин едва не обвинил НАК в эксплуатации УГВ и УТГ. По его мнению, "Укргазвыдобування" из-