НБУ курс:

USD

41,56

--0,13

EUR

44,82

--0,32

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,16

44,97

Иллюстрация к материалу: Татьяна Кравченко/Delo.ua
Иллюстрация к материалу: Татьяна Кравченко/Delo.ua

В Украине — дефицит новых автомобилей. Когда он закончится и почему авто могут подорожать

В некоторых автосалонах квоты на первый квартал 2022 года уже разобрали, а производителям приходится откладывать старт продаж новых марок автомобилей
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

"Если становиться в очередь на автомобиль, которого сейчас нет, — приедет он только к концу лета", — так сегодня отвечают в киевских автосалонах. Глобальный дефицит чипов, вызванный пандемией, штормит не только авторынок в Украине: в США появляются кладбища новеньких, только сошедших с конвейера пикапов, а крупнейшие мировые автопроизводители ждут недополученной выгоды в сотни миллиардов долларов.

Корреспонденты Delo.ua Наталья Лошакова и Илья Требор узнали у дилеров популярных в стране марок что происходит с украинским авторынком и как скажется бушующий дефицит на цене в будущем.

Полдень. Мы звоним в Toyota Центр Киев "Автосамит на Столичном", представившись рядовыми покупателями. Консультант по ту сторону признается: сейчас ситуация с наличием авто действительно сложная. Из-за нехватки комплектующих компонентов на рынке наблюдается дефицит некоторых марок авто. Касается это не только Toyota — все сейчас страдают.

"Каждый месяц у нас авто выгружаются на склад и мы можем сообщить об их наличии уже после выгрузки. Ближайшая запланирована на 15-19 ноября. В этот промежуток можно приехать на тест-драйв, чтобы понимать какая комплектация нужна. Но если становиться в очередь на авто, которого сейчас нет, то придется подождать — заказ возьмут в производство и автомобиль приедет только к концу лета 2022 года. Это связано с тем, что у производителей не хватает комплектующих", — объясняют в автосалоне.

Если бы не дефицит и закажи человек машину прямо сегодня, то в декабре заявку взяли бы в производство, а получил бы покупатель автомобиль в феврале 2022-го. Из-за нынешней ситуации придется ждать июля или даже августа. "При этом квоты, которые были на первый квартал следующего года, уже разобрали", — добавляют в "Автосамите".

Ситуация сложилась беспрецедентная — мир переживает крупнейший дефицит микроэлементов в истории. Причин множество и Delo.ua уже подробно рассказывало  о них: в 2020 году производители техники, предсказав остановку полупроводниковых заводов, увеличили объемы заказов, перегрузив существующие мощности. Параллельно огромное количество потребителей перешло на удаленную работу, увеличив спрос на электронику. Технологические гиганты подлили масла в огонь, выпустив новые игровые консоли, телефоны, планшеты и ноутбуки.

Не обошли проблемы стороной и автоиндустрию. Ford в начале 2021 года остановил сборочный завод в Кентукки, Fiat Chrysler — завод в Мексике, Toyota сократила объем производства на 40% — с почти 900 тысяч машин до 540 тысяч. Аналитики консалтинговой фирмы AlixPartners утверждают, что из-за дефицита чипов выпуск авто к концу года уменьшится на 7,7 млн штук. Упущенная выгода составит $210 млрд. Примечательно, что изначально эксперты говорили о сокращении на 3,9 миллиона и недополученных $61.

Нехватка оказалась такой масштабной, что в штате Мичиган (США) появился пустырь с сотнями новых пикапов Chevrolet Silverado 2021 года. Они только сошли с конвейера, но продать их нельзя — машины недоукомплектованы микросхемами, отвечающими за работу электронных систем. General Motors, в отличии от других автопроизводителей, решил не останавливать заводские конвейеры и продолжал ежедневно выпускают примерно по тысяче Silverado. Микрочипов хватило только на часть продукции, а остальную отправили на импровизированный паркинг, который больше похож на кладбище.

Кладбище новеньких Chevrolet Silverado. Фото: autoevolution.com

Менеджер по связям с общественностью компании "Ниссан Мотор Украина"Владимир Иванов отмечает — на украинском рынке ситуация тоже напряженная, пускай и разнится у брендов.

"Сейчас в официальной дилерской сети нашей компании автомобили есть в наличии, как и на нашем складе-накопителе в Европе. Но, например, из-за глобального дефицита чипов нам пришлось перенести старт продаж абсолютно нового Nissan Qashqai с октября на декабрь этого года. Надеемся, нам все же удастся познакомить поклонников марки с моделью до конца этого года", — говорит он.

Официальную позицию Renault Group по вопросу дефицита отражает финансовый отчет компании за третий квартал 2021-го. По оценкам Renault Group сокращение производства за этот период составило около 170 тысяч единиц, а в целом потери за год приближаются к показателю в 500 тысяч. Выручка группы упала на 13,4% до 9 млрд евро, продажи снизились на 22,3% до 599 027 автомобилей. В то же время объем заказов в Европе на конец сентября 2021-го достиг рекордного уровня за 15 лет.

"В Украине ситуация находится под контролем — мы каждый день отслеживаем вопросы, связанные с производством и поставкой автомобилей", — добавляют в компании.

Впрочем, по мнению экспертов сейчас ситуацию нельзя назвать катастрофической. Руководитель отдела связей с общественностью и продаж площадки RST.ua Николай Росличенко отмечает — дефицит на некоторые модели существует, но это не массовое явление.

"Если не привязываться к определенному бренду, то к любой модели автомобиля почти всегда можно найти альтернативные варианты аналогичного класса и ценового сегмента. На вторичном рынке цены могут вырасти не столько из-за дефицита у дилеров новых автомобилей, сколько из-за повышения цен на новые автомобили в связи с постпандемейной мировой инфляцией. Оптимистичный сценарий — нормализация производства и срока поставок со второй половины 2022 года", — прогнозирует он.

Позиция Росличенко сходна с ответом представительства Porsche. Так, бренд-директора компании в Украине Игорь Ткаченко отметил, что у них есть автомобили и на складе в Украине, и в поставках, а потом вопрос дефицита не стоит. При этом существует пул клиентов, желающих приобрести авто производства 2022 года, но их количество находится в пределах исторической статистики для бренда. В целом же, для клиентов бренда не существует сегодня непредсказуемых обстоятельств, связанных с дефицитом — его, как такового, нет.

С тем, что ничего страшного в сложившейся ситуации нет согласен директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. Он говорит — каждый получит свой автомобиль, несмотря на очередь. Более того, глава ВААИД обращает внимание, что в 2021 году Украина перешагнет отметку в 100 тысяч автомобилей, хотя в 2020-м продано было только 80 тысяч. При этом Назаренко уверен, что дефицит никак не скажется на ценах.

"Автобизнес в мире дорожит своей репутацией. Если Toyota объявила акционерам, что планирует прибыль такую и стоимость/себестоимость автомобиля будет такая — из-за дефицита в жизни никогда она не поднимет цену. Им репутационные риски важнее. И дилеры в Украине тоже не имеют право без согласия завода поднимать цену. Даже больше. В РФ, где также дефицит машин, разрешают сделать следующим образом: цена машины, условно говоря, $20 тысяч, но ее продают только вместе с ковриком, который стоит $5 тысяч. В Украине такое производитель не разрешает делать", — объясняет эксперт.

По словам Назаренко цена может измениться скорее из-за двух других факторов. Первый — подорожание микрочипов. Второй — новые технические регламенты, которые вступают с 2022 года. Речь, например, о запрете на импорт и продажу автомобилей без датчика срабатывания ремня безопасности заднего пассажира. Однако точно не нынешний дефицит, который по словам Назаренко, закончится к середине следующего года.

Похожий прогноз дают крупные европейские и американские автопроизводители Stellantis NV, Volkswagen, Ford и GM. Они отмечают, что дефицит полупроводников достиг своего пика и в следующем году ситуация будет улучшаться "от квартала к кварталу". С другой стороны, есть и менее сдержанные оценки — генеральный директор Intel Пэт Гелсинджер и глава подразделения компании Toshiba по производству полупроводников Такеши Камебучи убеждены, что нехватку чипов мир будет наблюдать минимум до сентября 2022 года, а то и до середины 2023-го.

Наталья Лошакова и Илья Требор, специально для Delo.ua