НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Титановая блокада: что будет с титановым бизнесом Дмитрия Фирташа

Блокада Крыма поставила под угрозу работу крупнейшего промышленного предприятия полуострова, известного как "Крымский Титан". Возможно, это лишь одно из свидетельств заката истории частного титанового холдинга в Украине

Бизнесмен Дмитрий Фирташ долгие годы выстраивал частный холдинг в украинской титановой промышленности. Структура чуть ли не ежегодно прирастала новыми активами и проектами. Однако в 2014 году впервые лишилась части бизнеса. Государство вернуло из аренды два предприятия по добыче и переработке титанового сырья, находившихся в длительной аренде у ЧАО "Крымский Титан" (сейчас — ЧАО "Юкрейниан Кемикал Продактс", Армянск, АР Крым) — производителя диоксида титана. Похоже, что распад холдинга набирает обороты.

В конце сентября крымские татары инициировали полную транспортную блокаду полуострова Крым со стороны материковой Украины. К ним сразу же присоединились добровольческие батальоны. Как результат, 20 сентября была перекрыта основная дорога, по которой осуществлялись как поставки продовольствия и других товаров на полуостров, так и транзит в РФ. Одновременно было остановлено движение поездов по вневедомственной железнодорожной ветке от станции Вадим в Херсонской области до "Крымского Титана", куда поставлялось практически все необходимое сырье — ильменитовый концентрат из Украины, сера из Казахстана. Также через эту станцию отгружалась готовая продукция.

Спустя несколько дней "глава" оккупированного Россией Крыма Юрий Аксенов заявил о возникших для завода рисках. "Запасы сырья есть у предприятия на месяц. Мы рассматриваем варианты обеспечения завода сырьем, есть способы, не все хочется на сегодня озвучивать в публичном пространстве", — сказал он. Тревога не случайна, ведь на предприятии работает более 4000 человек, от его деятельности зависит жизнь Армянска и окрестных районов.

В Украине новость о блокаде была воспринята иначе. Первым делом возник вопрос: как вообще осуществлялась поставка по железной дороге, если "Укрзализныця" (УЗ) еще в конце 2014 года заявила о прекращении сообщения с Крымом. "Укрзализныця" перевозит грузы только до контрольного пункта въезда на временно оккупированную территорию Украины — станции Вадим в Херсонской области, контролируемой таможенниками и пограничниками", — говорилось в сообщении пресс-центра "УЗ".

Как удалось выяснить Delo.UA, ЧАО "Юкрейниан Кемикал Продактс" как грузополучатель числится именно на этой станции в Херсонской области. От нее до предприятия ведет его собственный подъездной путь. А для подачи вагонов и пересечения административной границы использовался собственный локомотив. Конечно же, есть вопросы к процессу оформления грузов и пересечения административной границы, но, похоже, все они относительно корректно обходились в рамках действующего украинского законодательства. Поэтому пришлось принимать меры общественным движениям, а не органам государственной власти.

Где взять сырье?

Коротенькая железнодрожная ветка была настоящей "дорогой жизни" для крупнейшего предприятия Крыма, которое также является градообразующим для 22-тысячного Армянска. Более 4 тыс. жителей города работали на предприятии, которое по привычке называют "Крымским Титаном".

Какая судьба ждет его? В киевском офисе Group DF Дмитрия Фирташа не комментируют работу своих крымских активов, называя события вокруг них политической темой. Напомним, что в Красноперекопске действует второе предприятие Фирташа — "Крымсода". Однако, согласно данным наших источников на рынке химической продукции, у этого завода дела несколько лучше благодаря снижению стоимости природного газа и получению свободного доступа на рынок РФ.

А вот "Крымский Титан" страдает из-за отсутствия поставок продукции с материковой части Украины. Впрочем, в комментариях крымской прессе руководство завода бодрится, утверждая, что проблемы с поставками сырья преувеличены, в том числе потому что у предприятия сформированы запасы. "Действительно, руководству завода приходится менять наработанную годами логистику, что периодически влечет за собой временные трудности. В течение года были пересмотрены варианты доставки сырья на полуостров и отгрузки готового продукта", — сообщил руководитель предприятия Андрей Акулов. По его словам, предприятие переориентировалось на транспортную систему Российской Федерации. "Поставка/отгрузка будет осуществляться по другим каналам", — уверен топ-менеджер.

Источник: http://train.crimea.pro

Источник: https://delo.ua/business/krymskoe-predprijatie-firtasha-polzuetsja-zheleznoj-dorogoj-nard-304225/ © delo.ua

Источник: train.crimea.pro

Имеют ли его слова почву для оптимизма? Общеизвестный факт, что основное сырье — ильменитовый или рутиловый концентраты — на титановые предприятия всего СССР поставлялись с территории Украины. Именно у нас работают два крупнейших горно-обогатительных предприятия такого профиля — Иршанский ГОК (Житомирская обл.) и Вольногорский ГМК (Днепропетровская обл.). До сентября прошлого года они находились в аренде у "Крымского Титана", после чего были возвращены в государственную собственность. Теперь они в управлении у ГП "Объединенная горно-химическая компания" (ОГХК), которое достаточно давно прекратило поставки в Крым.

Ильменитовый концентрат на полуостров поставлялся с ООО "Валки-ильменит" и ООО "Междуреченский ГОК" (оба — Житомирская область), которые были созданы Group DF с целью обеспечения сырьем растущего титанового холдинга Дмитрия Фирташа.

Практически одновременно с началом блокады эти предприятия отчитались о существенном увеличении добычи сырья. "Валки-ильменит" — на 48,5% до 52,4 тыс. т. "Междуреченский ГОК" — на 12,5% до 106,7 тыс. т ильменитового концентрата. Но куда и каким образом теперь будет отправляться все это сырье, ранее перерабатываемое в Крыму?

Транспортная задача

Украинские предприятия вряд ли смогут продолжить отгрузки на территорию полуострова. Из-за блокады перешейка, соединяющего Украину с полуостровом, единственный возможный путь — через территорию РФ. Однако, по словам источника Delo.UA на химическом рынке, имеется проблема с вывозом грузов по железной дороге. Крупнейший российская компания — собственник хопперов-минераловозов — ОАО "Первая Грузовая Компания" (ПГК, Россия) совсем недавно попала в список санкционных компаний, утвержденный президентом Петром Порошенко, и не имеет права работать на территории Украины. По данным самой ПГК, в ее парке — 5,8 тыс. минераловозов при общем количестве подобных вагонов в РФ около 37 тыс. Но другими основными владельцами являются химические компании, использующие эти вагоны для собственных нужд ("Сибур", "ЕвроХим", "УралХим" и др.). Они вряд ли решатся работать в Крыму. Нельзя утверждать, что поиск вагонов — безнадежное задание, но выполнить его теперь гораздо сложнее.

Далее возникают вопросы с тем, как переправить сырье непосредственно в Крым. Это или Керченская переправа, которая вряд ли справится с такой дополнительной нагрузкой, или порты, куда могут заходить корабли, не используемые в международной торговле. Также может оказаться проблематичной доставка сырья непосредственно на предприятие. Ведь по мнению отдельных отраслевых экспертов, ж/д ветка между Джанкоем и Армянском не в лучшем техническом состоянии. Использование автотранспорта не поможет из-за необходимости перевозки огромного грузов: около 300 тыс. т сырья и 150 тыс. т готовой продукции в год. Местные дороги будут просто разрушены большегрузными автомобилями.

В России титанового сырья нет. Импорт из дальнего зарубежья, по экспертным оценкам, будет дешевле. Однако ни один добропорядочный судовладелец не согласится на заход своих судов в порты Крыма, на которые наложены международные санкции.

Когда экспорт — не вариант

"Крымский Титан" ежегодно потребляет 200-250 тыс. т ильменитового концентрата, произведенного в Украине. Теперь эти, достаточно существенные объемы, будут не востребованы. "С одной стороны, это действительно так, сырье выплеснется на рынок. Но вместе с тем, это сообщающиеся сосуды, и если Ukrainian Chemical Products останется без сырья, соответственно не будет уходить на европейский рынок определенное количество пигментной двуокиси, конечного продукта переработки ильменита. Соответственно, будет открываться ниша потребления где-то в Европе, а мы постараемся ее занять", — оптимистично оценивает перспективы отрасли генеральный директор ООО ПКФ "Велта" (Днепропетровск, производитель ильменитового концентрата) Андрей Бродский.

Действительно, на первый взгляд самый простой вариант сбыта ильменитового концентрата — экспорт. Именно по такой схеме работает "Велта", разрабатывающая месторождения в Кировоградской области. "Стратегия компании не поменялась, по-прежнему для нас остается приоритетным европейский рынок. Также небольшие партии у нас уходят на компанию ВСМПО-АВИСМА (Россия — ред.). На внутренний рынок "Велта" в этом году практически не поставляет сырье. Крайне мелкие партии по остаточному принципу были проданы нескольким частным производителям брикетов", — рассказал об особенностях работы независимого производителя ильменитового концентрата Андрей Бродский. Также экспортирует большое количество продукции государственная ОГХК.

Однако в работе сырьевых активов титанового бизнеса Дмитрия Фирташа есть один нюанс. "Титановые руды, добываемые предприятиями Group DF в Житомирской области, дообогащаются на мощностях нашего Иршанского ГОКа. И если раньше этот ильменитовый концентрат потреблялся исключительно в Армянске, то сейчас они могут стать нашими прямыми конкурентами на внешних рынках. Это является большим дополнительным риском", — напоминает в комментарии Delo.UA генеральный директор ОГХК Руслан Журило.

Имеется ли альтернативный вариант для дообогащения? Если отбросить вопрос логистики — это "Велта". Однако в компании пока отрицают возможность подобного сотрудничества. "Нет, подобных обращений к нам не поступало. У нас вообще отсутствуют какие-либо контакты со структурами Group DF", — ответил Андрей Бродский на вопрос о перспективах обогащения на мощностях компании руды, добываемой на "Валки-Ильменит" и "Междуреченском ГОКе". При этом он уточняет, что у "Велты" в настоящее время есть такая техническая возможность. Но она исчезнет весной 2016 года с окончанием восстановительных работ на мощностях, пострадавших во время пожара осенью прошлого года.

Есть еще один момент. По словам Журило, ильменитовый концентрат Вольногорского ГМК и Иршанского ГОКа отличается по качественным характеристикам. "Как результат — у них разные группы потребителей. И если сбыт вольногорского ильменита стабилен, то по иршанскому приходится проводить большое количество подготовительной работы с потенциальными покупателями", — сказал Журило. Еще 10 лет назад Иршанский ГОК экспортировал свою продукцию, но в последние годы все поставки осуществлялись в основном на отечественные заводы в рамках одной бизнес-группы. Сейчас ОГХК активно открывает для себя новые рынки, ведутся переговоры с потребителями в США.

То есть, Group DF, работающему практически на том же месторождении, что и Иршанский ГОК, необходимо открывать для себя экспорт. А это в титановом бизнесе достаточно сложный процесс. "На рынке ильменитового концентрата фактор цены имеет далеко не самое важное значение. Очень многое зависит от качественных характеристик. Например, недавно один из европейских заводов заключил контракт с поставщиком из Мозамбика на 5 лет! Это практически полностью лишает шансов на сотрудничество с другими поставщиками ильменитового концентрата", — прокомментировали в ОГХК особенности работы на титановом рынке.

Да и в целом на этом рынке непростые времена. По экспертным оценкам, начиная с 2013 года стоимость ильменитового концентрата только падала. Если два года назад цена украинского концентрата достигала $300, а в отдельные периоды и $500 за тонну, то по состоянию на середину сентября этот показатель был на уровне $100-105 за тонну (на условиях CIF, данные "Маркет Репорт").

Но конкуренция на внешних рынках может усилиться, в том числе благодаря украинским производителям. Так, недавно "Велта" сообщила о начале восстановительных работ на обогатительной фабрике, сгоревшей осенью прошлого года. "Мы считаем, что в следующем году рынок сможет потребить этот объем, именно поэтому начали восстановительные работы на втором обогатительном производстве ГОКа. Безусловно, продать этот объем будет крайне сложно, но предварительные договоренности мы уже имеем", — прогнозирует Андрей Бродский.

Как результат, обостряется борьба за потребителя внутри Украины. В августе ОГХК объявило о подписании контракта с государственным ПАО "Сумыхимпром" на поставку 130 тыс. т концентрата. Однако, как стало известно Delo.UA, сейчас сумское предприятие, менеджмент которого лоялен к Group DF, серьезно рассматривает возможность закупок у "Валки-ильменит" или "Междуреченского ГОКа".

Похоже, что блокада Крыма — это не просто судьба отдельного предприятия, а один из элементов окончания истории частного титанового холдинга. Ведь в Верховной Раде Украины рассматривается проект закона Украины №2757 о внесении изменений в Закон Украины "О хозяйственных обществах". Документ предусматривает снижение кворума при принятии решений в обществах с ограниченной ответственностью с 60% до 50%. Это значит, что может появиться законная возможность смены менеджмента и контроля в ООО "Запорожский титано-магниевый комбинат", где у Group DF менее 50%.

Что дальше? "Если блокада "Крымского Титана" продлится еще три-четыре недели, то появятся возможности для реализации одной идеи, лежавшей в основе создания ОГХК — строительства нового современного завода по производству двуокиси титана в Украине", — говорит гендиректор ОГХК.

Согласится ли с подобным утверждением владелец Group DF Дмитрий Фирташ, который много лет выстраивал титановый холдинг? Увидим уже в ближайшее время, ведь он пообещал вернуться в Украину уже в ноябре.