Украинский автопром "поднимает голову"?

Смогут ли отечественные автопроизводители в 2014-м закрепить локальный рост конца 2013-го

В ноябре украинская автомобильная промышленность впервые в этом году показала позитивную динамику к аналогичному месяцу 2012 года. По информации ассоциации "Укравтопром", производство автотранспортных средств всех типов в прошлом месяце увеличилось на 2% — до 5,815 тыс. машин.

Украинский выпуск легковых автомобилей при этом в ноябре-2013 увеличился на 1% к ноябрю-2012 и на 6% к октябрю текущего года — до 5,2 тыс. единиц. Рост был отмечен и в сфере изготовления коммерческих авто — на 29% (до 280 ед.), как в годовом соотношении, так и в сравнении с октябрьским показателем. Производство автобусов в стране в помесячном исчислении также продемонстрировало внушительные цифры увеличения — на 36%, до 333 штук, но в сравнении с ноябрем-2012 снизилось на 8%.

Ноябрьские результаты работы сектора вряд ли смогут выправить негативный тренд всего года. Ведь за 11 месяцев-2013 отечественный автопром снизил выпуск на 39,5% против января-ноября 2012-го, до чуть более 44 тыс. ед. Но показатели ноября могут стать точкой отсчета для выправления ситуации в отрасли, которая очередной год завершает с заметным падением объемов производства.

Негатив в наш автопром пришел вместе с введением в РФ осенью прошлого года утилизационного сбора. После этого украинские автосборщики в три-четыре раза снизили поставки на основной для них российский рынок сбыта. Это притом, что крупнейшие в нашей стране автокомпании — "Богдан Моторс" и Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) — поставляли в Россию около 40% своей продукции. В добавок ЗАЗ в прошлом году, по оценкам ИК "Арт Капитал", снизил на 8% продажи и на внутреннем рынке. В общем же итоге, по данным "Укравтопрома", наши автопроизводители в 2012-м выпустили 69,687 тыс. легковых автомобилей, что на 28,6% меньше показателей 2011-го…

При подобных раскладах производственный рост минувшего месяца может быть истрактован как начало осторожного подъема в секторе. Эксперты называют несколько предпосылок для этого. Так, с 1 января-2014 утилизационный сбор в РФ, введение которого фактически закрыло для украинского автопрома местный рынок, распространится и на российских производителей. "Поэтому в первые месяцы следующего года начнется восстановление поставок в Россию", — предполагает старший аналитик "Арт Капитал" Алексей Андрейченко.

Утилизационный сбор, впрочем, все же послужил на пользу нашим автосборщикам, будучи имплементированным уже в Украине. Во всяком случае, представители отрасли напрямую связывают принятие этих регуляторных мер с замедлением темпов падения в секторе — с 43% по итогам десяти месяцев года до менее 40% по истечении одиннадцати. "Мы отмечаем положительные тенденции в машиностроительной отрасли после шагов правительства по поддержке автопрома в виде спецпошлин и утилизационного сбора", — заявил пресс-секретарь корпорации "Богдан" Сергей Красуля.

Свой позитив украинским автопроизводителям принесло и введение в апреле текущего года спецпошлин на машины с бензиновым двигателем. В период их действия цены на иномарки увеличились в среднем на $2-4 тыс. в зависимости от объема двигателя, что повлияло на снижение конкурентоспособности некоторых ввозимых в страну марок легковых авто.

Однако полностью надежным "утилизационный метод" укрепления позиций для украинских автопроизводителей назвать нельзя. На фоне происходящих в стране политических событий нерешенными остался вопрос о поправках в закон об утилизационном сборе. Президент Виктор Янукович в августе поручил Кабмину "в срочном порядке" внести несколько корректив в него: исключить коэффициенты, дифференцирующие размер сбора в зависимости от объема двигателя, и нивелировать нормы, не отвечающие требованиям ВТО. В частности, по экологическому сбору с предприятий, выпускающих автомобили. С учетом всех замечаний главы государства платить утильсбор должны будут и импортеры, и отечественные автопроизводители.

Еще одной причиной для возможного роста-2014 в украинском автопроме можно назвать то, что компании активизировались в сегменте сборки новых моделей. К примеру, завод "Еврокар" в текущем году наладил изготовление двух последних моделей автомобилей Skoda — Rapid и Octavia (третьего поколения в кузове Combi). На КраСЗе в мае текущего года возобновили производство ряда моделей китайских Geely — Emgrand 8, обновленный CK и Emgrand X7. А на "Богдан Моторс" в декабре текущего года начали производство китайских же JAC — с планами в течение нескольких лет занять до 3% украинского рынка легковых авто и намерением продавать эти авто по всему СНГ.

При всем том прогнозировать уверенный рост в украинском автопроме на весь 2014 год эксперты не рискуют. Эта зима вполне покажет, был ли ноябрьский подъем в секторе локальным всплеском или стал началом долгосрочной позитивной тенденции для украинских автопроизводителей.