19 января, 16:01

Улыбка Кобры: почему турецкие городские автобусы появились в Украине

Турецкие городские автобусы Güleryüz Cobra появятся на улицах украинских городов — первую партию уже закупило коммунальное предприятие из Ивано-Франковска. Причем украинские заводы не смогли составить конкуренцию технике из Турции

Улыбка Кобры: почему турецкие городские автобусы появились в Украине
фото facebook GuleryuzCobraTurkiye

3 января состоялся тендер на закупку 12 городских автобусов большой вместимости для ивано-франковского коммунального предприятия "Электроавтотранс". Не очень большие объемы закупки и цена, близкая к рыночной, вряд ли привлекли бы интерес общественности и медиа. Однако неожиданный победитель изменил ситуацию.

Победителем тендера признано ООО "Сучасні вантажівки" (Киев, входит в группу компаний АВТЭК), которое поставит автобусы Güleryüz Cobra GD 272 LF, произведенные в Турции. Güleryüz — дословно с турецкого "улыбающееся лицо" — крупный производитель общественного транспорта из города Бурса. Примечательно, что конкурентами этого предприятия были две компании, также предложившие турецкие автобусы — Isuzu Citiport.

Ни один из украинских производителей в тендер не заявился. Также среди потенциальных поставщиков не оказалось украинских дилеров белорусского МАЗа, который на сегодняшний день является крупнейшим поставщиком городских автобусов большой вместимости на рынок Украины. Delo.UA решило разобраться в этой ситуации.

Автобус Guleryuz Cobra

Фото: У турецких автобусов Güleryüz Cobra есть фан-страница в facebook

По процедуре

А КП "Электроавтотранс" ответили Delo.UA, что перед тем как объявлять тендер, предприятие провело исследование рынка предмета закупок, как это и требует процедура публичной закупки. С учетом уже имеющегося опыта эксплуатации автобусов украинского производства, было принято решение ориентироваться на технику с улучшенной комплектацией. В частности, с кондиционером салона, более мощным двигателем, более надежными элементами обшивки и т.д. Также в ивано-франковском предприятии отметили, что среди требований было "использование устойчивых к коррозии элементов кузова, которые также уменьшаю массу транспортного средства". Забегая вперед, отметим, что речь идет об алюминии, что один из потенциальных участников тендера отметил в жалобе, опубликованной в системе ProZorro.

В "Электроавтотрансе", который в прошлом году закупил несколько десятков автобусов "Богдан", отмечают, что в этот раз обратили внимание на львовские автобусы "Электрон". Также специалисты предприятия ознакомились с автобусом Isuzu Cityport, один экземпляр которого находится на территории ПАО "Черкасский Автобус". Также предприятие получило коммерческое предложение от группы компаний АВТЭК, в котором были описаны автобусы Güleryüz Cobra. "После этого была объявлена закупка. Все, что было далее можно отследить на сайте ProZorro", — сообщили Delo.UA в "Электроавтотрансе".

Национальный вопрос

Ни один из украинских производителей городских автобусов большой вместимости не принял участие в этом тендере. "Сейчас на этом рынке работают луцкий завод корпорации "Богдан" и черниговский "Эталон", недавно начавший производить автобусы на базе кузова своего троллейбуса "Барвинок". Также потенциальным участником мог быть "Электронтранс", автобусы которого несколько дороже", — рассказывает транспортный эксперт Александр Кава.

Но практически у всех украинских производителей есть сложности с выполнением имеющихся заказов. "Например, корпорация "Богдан" на несколько месяцев задержала поставку троллейбусов в Кременчуг. И по поставкам в Ивано-Франковск были задержки", — напоминает Кава.

Иван Черныш, специалист по городскому транспорту портала AllTransUA, добавляет, что в тендере прописаны сложные для выполнения сроки поставок — Ивано-Франковск хочет получить автобусы уже в марте. "Ни один завод так быстро не сделает технику. Это может быть только поставка со склада, либо досборка техники в высокой степени готовности. В теории они (украинские производители — Delo.UA) могли бы начать забрасывать жалобами этот тендер и затянуть его. Но, похоже, все понимают, что городу срочно нужна техника, а работы у заводов в принципе и так хватает. Поэтому ссориться друг с другом никто не хочет", — рассказал Иван Черныш.

Delo.UA отправило запросы в "Богдан", концерн "Электрон" и "УкрЕвроМАЗ" (официальный дилер белорусского производителя автобусов МАЗ в Украине). Но к моменту публикации статьи они не ответили.

Отметим, что именно представители "УкрЕвроМАЗ" активнее других пытались повлиять на проведение тендера в Ивано-Франковске. Компания подала жалобу, в которой говорится, что в условиях тендера установлены дискриминационные требования. "Ознакомившись с Тендерной документацией, мы установили, что в Технических требованиях Приложения 4 тендерной документации прописан детально автобус марки Güleryüz Cobra GD 272 LF, что полностью ограничивает конкуренцию и приводит к дискриминации участников". В первую очередь дилер МАЗа обратил внимание на высоту автобуса — не более 3100 мм, хотя по его мнению, высота большинства современных городских автобусов с кондиционером салона — 3150-3300 мм. Второй существенный момент — материал, из которого выполнены боковые панели кузова, двери салона и облицовка — упомянутый выше алюминий.

Также читайте: Как на заводе "Электрон" во Львове производят автобусы

Жалоба осталась без рассмотрения, так как постоянно действующая административная коллегия Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок установила, что были нарушены сроки, отведенные на рассмотрение таких вопросов.

В "Электроавтотрансе" достаточно спокойно отреагировали на вопрос Delo.UA о жалобе. "Каждый производитель защищает свой продукт и старается завоевать рынок. По нашему мнению, — это нормально. Но навязывать свои условия заказчику и считать только их приемлемыми — это не совсем корректно", — ответили Delo.UA на ивано-франковском предприятии.

Опрошенные транспортные эксперты отмечают, что подобные требования действительно ограничивают круг потенциальных участников тендеров.

"У Электрона 3150 мм с кондиционером. У Богдана 3180 мм без кондиционера. В теории они могли через АМКУ (Антимонопольный комитет Украины  Delo.UA) это оспорить, но там есть еще второй пункт, по которому заводы не проходили, — сроки поставки. И тут все карты в руках города. Даже если бы через АМКУ их сдвинули скажем на конец лета, заводы все равно не успели бы сделать технику", — поясняет представитель портала AllTransUA Иван Черныш.

Поэтому если бы украинские производители принципиально добились бы победы в тендере, то после срыва сроков поставки могли бы получить штрафные санкции от города, который хотел одно, а получил другое.

Александр Кава подтверждает, что власти украинских городов в первую очередь ориентируются на свои собственные интересы, а не возможности "отечественного производителя". "Есть, так называемые "выборные циклы". Пока украинский завод выполнит заказ, турецкие или белорусские автобусы перевезут несколько десятков тысяч пассажиров. А это довольные избиратели", — поясняет Кава.

В тендере также не смогли участвовать белорусские МАЗы, что на первый взгляд может быть связано с тесными отношениями Республики Беларусь с Россией. Но в КП "Электроавтотранс" сообщили Delo.UA, что предприятие имеет контракт на поставку 29 троллейбусов БКМ из Республики Беларусь.

Цена и перспективы

Стоимость контракта — 65 млн 995,2 тыс. грн. (с НДС) или 5 млн 499,6 тыс. грн. за один автобус. Это несколько выше, чем типовой ценник на украинском рынке городских автобусов. "Минимальные цены, по которым покупалась техника, — это примерно 4,1 млн грн. за МАЗ-203, 4,3 млн грн. за Богдан А701, 4,7 млн грн. за Электрон А185. Однако автобусы будут оборудованы кондиционерами, поэтому сравнивать с минимальными ценами не совсем корректно", — говорит Иван Черныш.

Автобусы Богдан в Ивано-Франковске

Фото: автобусы "Богдан", полученные КП "Электроавтотранс" (Ивано-Франковск)

Пока не понятно, кто же сможет подхватит инициативу Ивано-Франковска, который после закупки и/или подписания контрактов на 42 автобуса (18 уже в депо) от разных производителей хочет взять паузу. "Мы бы хотели на этом пока что остановиться. Но это зависит не столько от нас, сколько от потребностей города и его возможностей", — говорят в КП "Электроавтотранс".

В АВТЭК не ответили о планах по дальнейшему продвижению турецких автобусов в Украине, сославшись, что это новый проект для группы.

Но с учетом того, что украинские города в последние годы наращивают закупки общественного транспорта большой вместимости, и что нас ожидают две большие предвыборные кампании, то у турецкого производителя есть шансы стать более заметным игроком в Украине.

Также читайте: Какими трамваями и троллейбусами пополнили свой парк украинские города

Специалист по городскому транспорту портала AllTransUA Иван Черныш говорит, что в 2018 году городские перевозчики заключили договора на 238 автобусов большой вместимости. Хотя в 2015-2016 гг за два года на маршруты городов вышли только 144 новых автобуса.

По данным AllTransUA в прошлом году было куплено:

  • 100 автобусов МАЗ-203 и 50 Электрон А185 для Львова;
  • 10 Электрон А185 для Ужгорода;
  • 24 Богдан А701 для Ивано-Франковска;
  • 50 МАЗ-203 для Запорожья;
  • 3 газовых МАЗ-103 для Кривого Рога;
  • 1 ЛАЗ A183F0 для Рубежного (Луганская обл.).

Но еще не все города получили заказанную технику.

Лидером по заключенным контрактам является белорусский МАЗ. Иван Черныш говорит, что основная проблема украинских предприятий в том, что они не имеют возможности работать на склад и начинают производить технику, имея на руках договор или даже уже получив аванс.

Это ведет к увеличению сроков между заключением договора и поставкой техники. Вплоть до одного года. А для городов очень важно получить технику как можно скорее.

"Поэтому города предпочитают работать с производителями, у которых либо есть техника на складе, либо запущен непрерывный производственный цикл, что позволяет выдать технику достаточно быстро. МАЗ имеет некоторую поддержку от государства, поэтому всегда делает технику наперед, а потом по факту продает", — рассказывает Иван Черныш. Поэтому у дилеров МАЗ всегда можно получить технику через несколько месяцев после заказа даже в больших объемах.

Александр Кава считает, что турецкие производители автобусов дают хорошее соотношение цена/качество. А благодаря высокому спросу на внутреннем рынке Турции, предприятия работают достаточно ритмично, что обеспечивает постоянную загрузку и возможность оперативно поставлять готовую технику и на другие рынки.

Украинские производители пока не готовы работать по по схожей схеме.

* В названии статьи обыгран дословный перевод с турецкого языка слова Güleryüz — "улыбающееся лицо"

автор:
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Украина закупит 500 автобусов, троллейбусов и трамваев в новом году
Транспорт 04 января, 13:01

Украина закупит 500 автобусов, троллейбусов и трамваев в новом году

В рамках проекта с Европейским инвестиционным банком Украина планирует закупить 227 автобусов, 153 троллейбуса, 56 трамваев и 35 вагонов метро

В Виннице будут собирать троллейбусы на базе белорусских МАЗов
Транспорт 27 декабря 2018 в 16:06

В Виннице будут собирать троллейбусы на базе белорусских МАЗов

На винницком коммунальном предприятии будут производить троллейбусы. За основу взят белорусский МАЗ

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...