Брешь в госзакупках: Как избежать повторения скандалов с топливными тендерами

Брешь в госзакупках: Как избежать повторения скандалов с топливными тендерами
Все больше экспертов и бизнесменов обращают внимание на отработанную схему в "Прозорро", когда недобросовестные участники побеждают на торгах, благодаря заниженной цене, а потом повышают ее

Громкое расследование НАБУ, которое обвинило Министерство обороны и компанию "Трейд Коммодити" в растрате бюджетных средств при закупке топлива, в очередной раз привлекло внимание к некоторым слабым местам действующей системы тендеров.

Критики ProZorro активизировались: мол, о схемах на госторгах говорят все кому не лень с момента старта системы с апреля 2016-го, но пробоины все равно никто не "латает". Аргументы же амбасадоров ProZorro стабильны: электронная система создана не для того, чтобы непосредственно бороться с злоупотреблениями, она предоставляет полный доступ информации о закупках. Потому выполняет роль доказательной базы и помогает бороться с нарушениями косвенно.

Скандальный тендер Минобороны, где заказчик соглашался на повышение цены топлива и, соответственно, сокращение объема поставки, проводился еще по старой процедуре "на бумаге". Но и новая система также содержит это "слепое пятно". Она позволяет компании сначала демпинговать во время аукциона, а потом требовать от заказчика повысить цену договора — "мол, его цена ниже рыночной".

Замгендиректора по закупкам "Укрпошты" Александр Наход рассказывал Delo.UA, что есть целый ряд недобросовестных поставщиков, которые приспособились и научились злоупотреблять новыми правилами. Они строят свой бизнес следующим образом: качественно готовят документы (иногда не без помощи сотрудников заказчика), в ходе аукциона опускают цены до нереально низкого уровня, а сразу после заключения договора требуют поднять цену, угрожая отсутствием поставок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как заставить поставщика выполнять условия договора — опыт замглавы "Укрпошты"

Согласно подсчетам Центра усовершенствования закупок при Киевской школе экономики, с начала года заказчики внесли изменения в договора на общую сумму около 50 млрд грн, это приблизительно 12-13% всех закупок с начала года.

А вот в проекте мониторинга DoZorro сообщают, что за год работы обнаружили 2 680 тендеров с нарушениями на сумму 15 млрд грн (речь не только о допсоглашениях). На их основании правоохранители открыли 109 уголовных производств, из которых пока лишь три закончились приговором суда.

Насколько законны дополнительные соглашения

Нельзя сказать, что все заказчики, которые заключают допсоглашения, — нарушители. Законодательство предусматривает такую возможность. Как пояснили в ГП "Прозорро", компания-поставщик может попросить заказчика повысить цену товара на сумму до 10%, если предоставит доказательства колебания цен на рынке. Повышая стоимость, заказчик получит меньше товара, так как, согласно законодательству, нельзя увеличивать общую сумму договора.

Тем не менее, как показал опыт Минобороны и "Трейд Коммодити", к закупкам с допсоглашениями стоило бы присматриваться контролерам и правоохранителям. К тому же анализ Центра усовершенствования закупок, показал, что изменения в договор наиболее часты как раз для тендеров со значительной экономией.

Государственные и коммунальные учреждения, которые проводят закупки через ProZorro, согласно закону обязаны публиковать в системе любые изменения в договор в течение трех дней. При этом показывать придется не только изменения, но и основания для их внесения, обращают внимание в Министерстве экономразвития и торговли (МЭРТ).

Если заказчик не подгрузил изменения в ProZorro, его должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 700 до 1 тысячи неналогооблагаемых минимумов — от 11,9 до 17 тыс. грн.

Правда, в ProZorro сетуют, что проследить за тем, что происходит с договорами после аукциона не могут. Да и Государственная аудиторская служба, которая должна анализировать госзакупки, жалуется на отсутствие у нее полномочий на проверки.

Дополнительные соглашения заключаются в первую очередь при закупках нефтепродуктов, природного газа и других энергоносителей. По словам организаторов торгов, основная проблема процесса пересмотра цены — получить документальное подтверждение колебаний на рынке.

"Для топлива и ГП "Держзовнішінформ" и региональные ТПП проводят исследования и выдают соответствующие заключения. Потому мы можем не только получать хорошие цены без включения в них каких-либо будущих рисков, но и гибко реагировать на рынок. Для других товаров этого никто не делает", — говорит Александр Наход. Самая проблемная категория, по его словам, — это газ для отопления.

"Ну и второе основание для пересмотра цены — изменение валютных курсов или биржевых котировок. На практике мы его практически не используем, — рассказывает замглавы "Укрпошты". — Ведь процедура определения "импортной составляющей" тоже неурегулирована и рискована для заказчика".

Как в МЭРТ предлагают бороться с махинациями

По словам первого замглавы Минэкономразвития Максима Нефьодова, один из инструментов — это запуск "рамочных закупок". Они должны работать следующим образом: заказчик отбирает несколько компаний, между которыми еженедельно будет проходить мини-тендер. "Это позволит избежать одного долгосрочного контракта, в рамках которого участник будет требовать пересмотреть цену", — говорит Нефьодов.

Такая процедура, по его словам, может заработать уже до конца этого года.

Дополнительные соглашения в госзакупках отменять никто не намерен, так как не все из них коррупционные, а вызваны объективной ситуацией на рынке.

Помочь же разобраться с изначально коррупционными схемами в тендерах призван законопроект №4738-д о мониторинге закупок. Его на следующей неделе, 9 ноября, будет рассматривать парламент.

Согласно документу мониторить закупки будет Государственная аудиторская служба в онлайн режиме на основе риск-индикаторов. В проекте DoZorro даже разработали критерии, которые могут указывать на подозрительность закупки. Среди них отсутствие описания предмета закупки, дисквалификация больше троих участников на тендере, требования большой банковской гарантии от участников и прочие. Госаудитслужба сможет проводить плановые и внеплановые проверки подозрительных тендеров и заказчиков и требовать устранить нарушения или же применять штрафы.