Дерибан или прозрачная распродажа: 5 новшеств закона о приватизации

Премьер Гройсман убеждает депутатов поддержать закон. Фото: kmu.gov.ua
Премьер Гройсман убеждает депутатов поддержать закон. Фото: kmu.gov.ua
В новом Законе о приватизации внесли пять новшеств, которые должны положить край вялотекущей неэффективной приватизации, которая длится более 25 лет
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В конце прошлой недели Верховная Рада приняла закон о приватизации государственного имущества. Следует отметить, что документ рассчитывали принять еще до конца прошлого года. В Министерстве экономразвития и в профильном комитете Верховной Рады уверяли, что новый закон исправит системные проблемы приватизации, обеспечит прозрачные процедуры и рыночное ценообразование на госактивы, и конечно же искоренит коррупцию. В МВФ к тому же настаивали, что "без ощутимого прогресса в вопросе приватизации" следующего транша кредитной помощи Украине не дадут.

Новый закон, правда, пока застрял в Верховной Раде, поскольку четыре внефракционных депутата зарегистрировали постановление об отмене голосования за новые правила приватизации.

Потому на подпись спикеру Верховной Рады и президенту документ сможет уйти только после 6 февраля, когда парламент соберется на новую сессию и рассмотрит соответствующее постановление.

Больше всего разногласий при обсуждении вызывали вопросы запрета на участие в приватизации физлицам и бизнесу из России, прозрачности процедуры назначения советника, необходимости получать разрешения на покупку от Антимонопольного комитета, а также включения газораспределительных сетей в перечень не подлежащих приватизации объектов.

Профильный комитет и правительство пошло на несколько уступок депутатам, но результатом голосования все же остались довольны. Глава комитета Рады по вопросам экономической политики Андрей Иванчук (Народный фронт) с уверенностью заявил, что после подписания закона "Украина получит совершенно другую реальность". Мол, документ принципиально меняет процедуру приватизации, обеспечивает ее прозрачность и позволяет привлекать в страну инвесторов.

Обязательный инвестбанкир-советник

После вступления закона в силу государственные активы будут делиться лишь на две категории — объекты большой и малой приватизации.

К первой группе относятся госпредприятия и пакеты акций с долей государства свыше 50%, а также объекты со стоимостью активов свыше 250 млн грн. Таких, по подсчетам Фонда госимущества, около 60 объектов. Все остальные — предприятия со стоимостью активов меньше 250 млн грн, отдельное имущество, к примеру, склады или другие здания, объекты незавершенного строительства, объекты социально-культурного назначения — будут считаться объектами малой приватизации. В плане приватизации на 2018-й таких объектов 335.

Согласно принятому закону, все объекты большой приватизации должны продаваться с привлечение советника. Их будут привлекать на конкурсной основе. Правда, порядок конкурса и критерии, по которым они будут выбираться, определяет Кабмин. Потому-то при обсуждении закона некоторые депутаты, в частности, Виктория Войцицкая, отмечали, что "есть большие вопросы к прозрачности назначения советника". Хотя в Минэкономики заверили, что советников будут выбирать из числа крупнейший в мире инвестиционных банков.

От работы инвестбанкиров-советников во многом будет зависеть успешность приватизации.

Раньше объекты к продаже могли готовить некачественно: его стоимость завышали, проводили некачественный аудит, который к тому же могли саботировать действующие руководители предприятия. Впредь же именно советники будут анализировать технические и финансовые показатели работы предприятия, проводить аудит, реструктуризировать долги компании, давать рекомендации по ценам на продукции (или услуги), определять стартовую цену объекта, информировать и привлекать потенциальных инвесторов.

Платить за услуги таких советников будет госбюджет и международные организации (если удастся привлечь). И платить придется немало. К примеру, за подготовку к приватизации "Центрэнерго" консорциум советников в составе компаний трех компаний — EY, Baker McKenziе и Sars - получит $3 млн.

Часть вознаграждения советник будет получать в фиксированном размере, а часть — лишь в случае успешной приватизации (определенный процент от стоимости проданного объекта). В Минэкономики уверены, что такой подход мотивирует их закрывать сделки.

Гройсман просит минуту для выступления перед депутатами. Фото: kmu.gov.ua

Продать "любой ценой"

Стартовую цену объекта большой приватизации определяет советник на основе предложений потенциальных покупателей. Такая процедура, правда, не удовлетворяла некоторых нардепов и Виктор Галасюк настаивал на "более независимой оценке": чтобы советник вносил лишь предложение по цене, а определяла ее аукционная комиссия (которую определяет Фонд госимущества или местные власти).

Аукцион состоится лишь в том случае, если в нем готовы принять участие не менее двух потенциальных покупателей. В законе предусмотрено, что шаг аукциона составит не не менее 1% от стартовой стоимости.

Если в конкурсе готов принять участие лишь один потенциальный покупатель, Фонд госимущества (или местный совет, если речь идет о большом объекте коммунальной собственности) должен выбрать один из двух возможных сценариев продажи: 

- принять решение о продаже объекта такому участнику, но по цене не ниже стартовой;

- снижает стартовую цену на 25% и объявляет новый конкурс. Если и этот аукцион не состоялся, стартовая стоимость объекта снижается еще на 50%. Если и эта попытка не увенчалась успехом, Фонд изучает ценовые предложения всех заинтересованных покупателей и принимает решение о победителе.

Объекты малой приватизации будут продаваться исключительно на электронных аукционах через систему ProZorro.Продажи. Стартовая цена объекта определяется как балансовая стоимость его активов.

Аукцион состоится только, если в нем намерены участвовать не менее двух потенциальных покупателей. Если дважды подряд на конкурс пришел лишь один участник, Фонда госимущества заключает с ним договор. Если же аукцион не заинтересовал никого из покупателей, стартовая стоимость снижается на 50% и проводится еще один конкурс.

Приватизация по международному праву

Одна из важных норма закона — возможность приватизации по английскому праву. Если, к примеру, инвестор захочет, чтобы договор купли-продажи регулировался правом Англии и Уэльса, орган приватизации будет обязан это условия удовлетворить. Правда, такая возможность будет доступна лишь до 2021 года.

Английское право, среди прочего, защищает покупателя госактива от претензий, которые касаются времен предыдущего собственника и не были оговорены в договоре.

АМКУ — последняя инстанция

Закон предусматривает, что победитель конкурса приватизации обязан получить разрешение от Антимонопольного комитета на концентрацию. То есть АМКУ должен подтвердить, что в случае покупки объекта на рынке не образуется монополия.

Такая поправка появилась в законе во время подготовки ко второму чтению. В ходе голосования ее настойчиво пытался исключить нардеп от БПП Юрий Соловей. "Это абсолютно коррупционные и неправильные правки, — уверял он. — Мы фактически передаем Антимонопольному комитету полномочия о принятии финального решения, кому продавать, а чье предложение отклонять". Но с подачи Андрея Иванчука закон проголосовали с учетом таких полномочий для АМКУ.

В самом комитете говорят, что "подводные камни" заключаются в другом. К примеру, если победитель саботирует подачу документов в АКМУ для определения концентрации, придется конкурс проводить сначала.

"Радикалы" настаивали, чтобы советник согласовывал цену с комиссией Фонда. Фото: kmu.gov.ua

Ограничение покупателям из России

Новый закон запрещает российским компаниям, а также гражданам или физлицам-резидентам РФ участвовать в продаже украинского госимущества. Правда, было принято предложение Минэкономики, которое ограничивает участие лишь того бизнеса, в уставном капитале которого бенефициарам из России принадлежит по крайней мере 10%.

В МЭРТе отмечали, что более жесткие ограничения (к примеру, ограничение для компаний, чьей маленькой долей акций владеют бенефициары из РФ) были бы неадекватными. Мол, закон таким образом запретил бы участвовать в приватизации любой публичной компании.