НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,55

КСУ отменил декларации и ограничил функции НАПК: что это означает

КСУ признал ряд антикоррупционных норм неконституционными. Фото: Википедия
КСУ признал ряд антикоррупционных норм неконституционными. Фото: Википедия
В НАПК утверждают, что решение было принято судьями с конфликтом интересов
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

После того, как Конституционный суд Украины (КСУ) признал несоответствующими Основному закону ряд положений Закона "О предотвращении коррупции", Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) сообщило, что доступ к реестру электронных деклараций будет закрыт. В Центре противодействия коррупции (ЦПК) отмечают: решение КСУ не просто ликвидирует систему декларирования, но и уничтожит значительную часть достижений в сфере борьбы с коррупцией.

Полный текст решения КСУ, принятого накануне, был опубликован 28 октября. Как отмечают аналитики ЦПК, в резолютивной части решения неконституционными признаны следующие положения:

- положение об открытом доступе к декларациям лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Как отмечают аналитики, это означает, что никто, кроме сотрудников НАПК, не будет иметь доступа к декларациям чиновников;

- все положения относительно контроля деклараций, их полной проверки и мониторинга образа жизни субъектов декларирования, требования относительно предоставления сообщения о существенных изменениях в имущественном положении. Это, в свою очередь, означает, что никто больше не имеет возможности проверять декларации, отмечают в ЦПК;

- положение об ответственности за коррупционные и связанные с коррупцией правонарушения. И это ставит под сомнения возможность привлечь чиновников к какой-либо ответственности за любые нарушения антикоррупционного законодательства;

- положение относительно полномочий НАПК контролировать и проверять декларации, мониторить образ жизни субъектов декларирования, проверять на наличие конфликта интересов и соблюдение других требований и ограничений антикоррупционного законодательства; положение про права уполномоченных лиц НАПК, которые осуществляли проверки соблюдения антикоррупционного законодательства. Как отмечают аналитики ЦПК, это отменяет все полномочия НАПК относительно контроля деклараций и нивелирует все проверки и решения по их результатам, которые были с начала функционирования системы;

- положение относительно внесения предписаний, направление протоколов об административных нарушениях и обоснованных выводов о коррупционных и связанных с коррупцией правонарушениях; Это будет означать, что в отношении чиновников, которые нарушают антикоррупционное законодательство, НАПК не сможет инициировать даже дисциплинарную ответственность, отмечают в ЦПК;

- положение относительно обязанности предоставлять НАПК запрашиваемую информацию. То есть, агентство не сможет ничего проверять и, соответственно, запрашивать дополнительную информацию, отмечают аналитик ЦПК;

- положение о порядке и особенностях урегулирования конфликтов интересов в деятельности президента Украины, народных депутатов, членов Кабинета министров, руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабмина, судей, судей Конституционного суда, глав и заместителей глав областных и районных советов, городских, сельских и поселковых глав, секретарей городских, сельских, поселковых советов, депутатов местных советов. Как отмечают в ЦПК, это нивелирует обязанность по урегулированию конфликта интересов у перечисленных должностных лиц, а, значит, и ликвидирует ответственность за действия в условиях конфликта интересов.

"Исходя из решения, криминализировать ложь в декларациях чиновников больше не удастся, поскольку это якобы является непропорциональным наказанием за совершенное деяние, — отмечают в ЦПК, — То есть даже если Верховная Рада примет закон относительно восстановления уголовного наказания за ложь в декларациях, КСУ гарантированно опять признает его неконституционным, ссылаясь на это свое решение.

После вступления в силу решения КСУ (а это происходит сразу после его обнародования), декларации становятся скрытыми и не подлежат контролю и проверке, а НАПК фактически теряет возможность вести любую эффективную деятельность, отмечают аналитики. Более того, в мотивационной части решения КСУ отсутствует обоснование неконституционности большинства положений, которые теперь утратят силу. Это ставит под сомнение возможность повторно ввести в законодательство Украины подобные нормы и подготовить изменения, которые бы учитывали правовую позицию КСУ, отмечают аналитики.

Еще одна проблема с принятием этого решения в том, что отмена вышеперечисленных норм нарушает обязательства Украины по программе МВФ, кредитным соглашениям с ЕС и требования в рамках предоставления безвиза Украины и Евросоюза, подчеркивают в ЦПК. С тем, угроза для Украины в перечисленных выше аспектах есть согласны и представители Transparency International Ukraine.

"Решение Конституционного суда спровоцирует значительный откат антикоррупционной реформы в Украине, поскольку эти нормы законодательства формировали основы системы борьбы с коррупцией, которая признана одной из угроз национальной безопасности. Кроме потери подотчетности чиновников, тысячи должностных лиц останутся без наказания за ложь в декларации", — отметил исполнительный директор TI Ukraine Андрей Боровик.

Отметим, что решение КСУ является финальным и обжалованию не подлежит. Правда, в Офисе президента уже заявили: президент Владимир Зеленский использует свое право на законодательную инициативу, чтобы восстановить работу системы электронного декларирования и ответственность за умышленное нарушение правил отчетности.

"Украинские должностные лица и депутаты продолжат декларировать свое имущество и доходы, а антикоррупционные органы будут иметь необходимые полномочия для их проверки и привлечения нарушителей к ответственности", — заявили в ОП.

Отреагировали на решение КСУ и в НАПК. А агентстве заявили, что у судей Ирины Завгородней и Сергея Головатого был конфликт интересов в процессе принятия этого решения, поскольку ранее НАПК выявило у них признаки недостоверного декларирования.

"Это нарушение статьи 366-1 Уголовного кодекса Украины. Сегодня (27 октября — Delo.ua) судьи проголосовали за признание этой статьи неконституционной. Это свидетельствует о наличии у Ирины Завгородней и Сергея Головатого конфликта интересов во время участия в принятии решения. Закон запрещает судьям участвовать в деле при таких обстоятельствах", — говорится в сообщении.

В частности, как сообщили в НАПК, в декларации Сергея Головатого за 2019 год были выявлены недостоверные данные относительно 3,6 млн гривен. В декларации Ирины Завгородней за 2019 года — относительно 754 тысяч гривен, а за 2018 год — относительно 615 тысяч гривен.

В то же время глава агентства Александр Новиков сообщил, что для выполнения решения КСУ НАПК с 19.00 28 октября закрывает доступ к Единому государственному реестру деклараций. Это означает, что государственные органы и общественность больше не имеют открытого круглосуточного доступа к электронным декларациям чиновников, а НАПК прекращает проверять их, хранить и публиковать.

Ранее в информационном пространстве уже звучали заявления, что существование безвиза с ЕС и финансовая помощь Украине со стороны западных партнеров могут быть под угрозой. Ситуация обострилась из-за членов комиссии, которых Верховная Рада делегировала выбирать нового руководителя САП. Delo.ua разбиралось в том, насколько серьезной является проблема.