- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Почему интернет-магазины продают контрабандную технику
Тема лета — борьба с контрабандой — озадачила всех, от первых лиц государства до торгующих импортом предпринимателей. По мнению "белых продавцов", точечные меры не дадут полного результата. Контрабанду должно быть невозможно продать, а для этого нужны изменения от перезагрузки ГФС и таможни до эффективного контроля за происхождением товаров.
Чуть больше года назад — в мае 2017-го — в Украине начала работать многообещающая норма законодательства. Речь о законе, которым Верховная Рада обязала абсолютно все магазины, в том числе и онлайн-площадки, продавать бытовую технику и электронику(холодильники, кондиционеры, пылесосы, бойлеры, сканеры, ноутбуки, смартфоны, колонки) исключительно через кассовый аппарат с выдачей фискального чека.
Хотели как лучше
Депутаты при этом не предусмотрели никаких исключений: кассовый аппарат должны использовать не только магазины-юрлица, но и продавцы-ФОПы, которые являются плательщиками единого налога. Почему это было важно?
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaУ этой немудреной схемы есть свои большие преимущества для нерадивого бизнеса. Во-первых, налоговая нагрузка на ФОПов, которые работают на упрощенной системе, существенно ниже, чем на юридических лиц. Во-вторых, физлица-предприниматели не обязаны вести учет, потому не обязаны отчитывать налоговой, где и как они купили товар.
Схемой с ФОПами пользуются, в частности, такие популярные интернет-магазины как allo.ua, citrus.ua, repka.ua, skidka.ua и city.com.ua, свидетельствуют данные Союза потребителей Украины.
Зачем вообще нужен фискальный чек? В его пользу есть, по крайней мере, два важных аргумента. Во-первых, именно фискальный чек, согласно законодательству, дает право на бесплатный ремонт техники и электроники по гарантии. То есть магазин может отказать в ремонте покупателю с товарным чеком. Во-вторых, кассовые аппараты передают информацию о всех продажах магазинов в фискальную службу.
Получилось как всегда
За год, к сожалению, детенизации не произошло. С этим соглашаются как операторы рынка, так и контролирующие органы. В ДФС и вовсе утверждают, что крупные и средние торговые компании массово мигрируют в "тень", используя все ту же схему с ФОПами, так как нет эффективного контроля за оборотом товаров и объемов доходов упрощенцев.
"Компании сообщают об увеличении объемов нелегального импорта, — рассказывает Виктория Куликова, менеджер Комитета бытовой электротехники Европейской бизнес ассоциации. — Продолжают возникать новые интернет-магазины, которые продают несертифицированную технику".
Из 9,3 тыс. магазинов, которые в Украине продают бытовую техники и электронику, лишь треть выполняют закон и установили кассовый аппарат, приводят данные в фискальной службе. И подавляющее большинство из нарушителей — работают как ФОПы.
Факты нарушения закона интернет-магазинами зафиксировал Союз потребителей Украины. В апреле организация закупила 20 смартфонов в 20 крупных интернет-магазинах.
Речь о следующих интернет-магазинах: aks.ua, allo.ua, all-service.com.ua, citrus.ua, city.com.ua, deshevshe.net.ua, f.ua, mobilluck.com.ua, repka.ua, rozetka.com.ua, skidka.ua, stylus.ua и telemart.ua.
Почему бизнес не выходит из "тени"
В Министерстве финансов считают, что всему виной пробелы в законодательстве. Поскольку ФОПы не обязаны вести учет и во многих случаях использовать кассовые аппараты (за исключением тех, кто продает технику и электронику), они часто занижают свои объемы доходов и платят меньше налогов.
"При этом государственный контроль за ФОПами и за другими продавцами хромает. Чтобы введение РРО дало свой результат, обязательно нужно усилить контроль за их использованием", — говорит Виктория Куликова.
В фискальной службе поясняют: дело в том, что у них недостаточно людей, чтобы контролировать все магазины, а законодательство предусматривает слишком незначительную ответственность за нарушения. Ответственность для продавца за первое нарушение составляет всего 1 грн.
"Мы можем применить штраф, который равен 100% стоимости проданных с нарушением товаров, но только если выйдем на повторную проверку этого же субъекта в течение календарного года", — поясняет исполняющий обязанности главы отдела фактических проверок контроля за наличными операциями ГФС Станислав Кубрин.
Но, мол, для повторных проверок у ГФС не хватает человеческих ресурсов. В налоговой приводят статистику: за шесть месяцев 2018-го налоговые инспекторы провели 1,5 тыс. проверок магазинов, которые торгуют техникой и электроникой. Но из них повторные — только около 100.
Интернет-магазины, чьи нарушения обнаружил Союз потребителей, фискальная служба тоже проверяла: провели 28 проверок 12 интернет-магазинов. По итогу в общей сложности им начислили не так уж много штрафных санкций — 519 тыс. грн.
В некоторых случаях ГФС банально не может физически найти субъекта хозяйствования, который стоит за онлайн-порталом.
"К примеру, по deshevshe.net.ua и mobilluck.com.ua у нас не было ни одной зацепки, куда идти с проверкой (хотя и есть информация, что они нарушают закон — Ред.). Это просто сайты, у них нет юридического адреса, — рассказывает Кубрин. — Всеми правдами и неправдами, звонками по контактным номерам и проверкой сайта, мы узнали, что они находятся в Харькове или, во всяком случае, там их склады".
Больше того, ФОПы, которые в своей работе используют магазины, часто "одноразовые". Если сегодня фискальная служба нашла нарушения у одного физлица-предпринимателя и выписала штраф 1 грн, то завтра там будет продавать товары уже другой субъект.
Как контролировать интернет-магазины
Единого рецепта у исполнительной власти пока нет. Есть только точечные предложения по изменениям, да и те очень туго идут.
Министерство экономического развития настаивает, что в законодательстве необходимо более четко прописать, какую именно информацию о себе должен публиковать онлайн-магазин на своем сайте. В частности, полное наименование, местонахождения, телефон, код ЕГРПОУ (для юрлиц) или номер учетной карты налогоплательщика (для ФОПов), а также данные о патенте, разрешении или лицензии на работу. Соответствующий законопроект уже полтора года в парламенте.
В Европейской бизнес ассоциации также настаивают: нужно принимать законопроект, который позволит блокировать интернет-магазины, которые не публикуют подробную информацию о себе.
Экспертная среда предлагает на законодательном уровне разделить понятия интернет магазин и маркетплейс. Илья Несходовский, директор Института социально-экономической трансформации, говорит, что маркетплейс — это хороший способ выйти на рынок разным компаниям, как маленьким, так и крупным. Это также и повышения уровня обслуживания клиентов за счет конкуренции. Но есть и псевдомаркетплейсы — они реализуют товар от себя и от других лиц (в том числе и ФОПов), потому получают ценовое преимущество за счет неуплаченных налогов.
Минфин в свою очередь разработал законопроект, который должен "денежно мотивировать" потребителя сообщать в налоговую о магазинах, которые продают технику и электронику без фискальных чеков. Согласно документу, украинцы, которые пожалуются на такого продавца при покупке на сумму свыше 867 грн, смогут получить компенсацию в размере полной стоимости приобретенных товаров или услуг.
Но что делать с ФОПами, которых десятками и сотнями используют интернет-магазины?
Эксперты предлагают помочь таким торговым площадкам четко определиться: либо вы маркет-плейсы — и тогда ответственность будет нести только тот, кто поставляет вам товар, либо вы все-таки физическое или юридическое лицо-предприниматель — и отвечаете за свой продукт.
В налоговой категоричны. "Нужно запретить субъектам на упрощенной системе налогообложения продавать бытовую технику и электронику. Или же ввести обязательный учет товара в месте его продажи. Только так", — резюмирует Станислав Кубрин. Тем не менее в Министерстве финансов уточняют, что таких предложений от ГФС не получали.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram