Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

СНБО поручил вернуть в госсобственность нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападтранса"

СНБО поручил вернуть в госсобственность нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападтранса"
По словам Данилова, за пять лет с прошлого такого решения СНБО Кабмин так и не обеспечил надлежащую защиту имущественных прав государства

Совет национальной безопасности и обороны на заседании 19 февраля решил поручить Кабинету министров принять необходимые меры для сохранения эксплуатируемого ныне компанией "ПрикарпатЗападтранс" (Ровно) проходящего по Украине участка нефтепродуктопровода "Самара — Западное направление" и участка нефтепродуктопровода "Грозный — Армавир — Трудовая" общей протяженностью 1433 км. Об этом сообщил на брифинге после заседания секретарь СНБО Алексей Данилов.

Он напомнил, что в 2015 года СНБО принимал с целью "нейтрализации угрозы энергетической безопасности" решение, введенное указом президента Петра Порошенко №298 от 28 мая, которым Кабмину поручалось принять необходимые меры по указанному нефтепродуктопроводу.

В частности, правительство должно было безотлагательно определить центральный орган исполнительной власти, ответственный за сохранение и эксплуатацию части нефтепродуктопроводов, и принять меры для обеспечения защиты экономических интересов государства.

"Но, к огромному сожалению, на протяжении пяти лет правительство так и не обеспечило надлежащую защиту имущественных прав государства и доказательство в судах разных инстанций права государства на владение и пользование частью нефтепродуктопроводов, вследствие чего государственное имущество оказалось в руках двух собственников с иностранной регистрацией, но аффилированных с двумя гражданами Украины", — сказал Данилов.

Он подчеркнул, что по закону о трубопроводном транспорте, магистральные трубопроводы имеют большое оборонное значение и являются государственной собственностью.

"К огромному сожалению, по неизвестной нам пока что причинам этот продуктопровод оказался в частных руках по довольно сомнительной процедуре. На сегодняшний день дано указание всем соответствующим органам законным способом вернуть это в собственность украинского народа и разобраться, как так получилось, что собственность государства оказалась в частных руках", — сказал секретарь СНБО.

Отметим, что указанный трубопровод предназначен для прокачки дизельного топлива из России и Беларуси как для внутренних нужд Украины, так и для транзита в Европу, в частности, в Венгрию. Проектная мощность магистрали составляет 3,5 млн т в год.

Национальное антикоррупционное бюро Украины с 2017 года расследует обстоятельства передачи нефтепродуктопровода субъектам хозяйствования РФ и причастности действующих должностных лиц к указанным субъектам хозяйствования.

Как отмечает само НАБУ, трубопровод был построен во времена СССР и после провозглашения независимости Украины должен был перейти в собственность государства на основании правопреемства, однако дочерняя компания российского "Транснефтепродукта" — "ПрикарпатЗападтранс" — трубопровод в собственность Украины не передала.

В 2011 году Хозяйственный суд Ровенской области признал право собственности на часть нефтепродуктопровода "Самара — Западное направление", проходящего по территории Украины, за Украиной, а апелляционный и Высший хозяйственный суды в 2014-2015 годах это решение подтвердили.

Впоследствии, в 2015 году, Хозсуд Ровенской области решение отменил якобы по вновь открывшимся обстоятельствам. В дальнейшем, в 2017 году, тот же суд принял решение, в основе которого, по утверждению НАБУ, было заведомо ложное заключение судебной инженерно-технической экспертизы экспертов госпредприятия "Украинский государственный научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органического синтеза" ("УкрГИАП") и который снова признал право собственности на нефтепродуктопровод за "ПрикарпатЗападтрансом".

11 февраля 2021 года НАБУ сообщило о подозрении бывшему заместителю директора "УкрГИАП" в злоупотреблении служебными полномочиями как лицом, предоставляющим услуги эксперта, и в составлении ложного заключения эксперта в суде в интересах "ПрикарпатЗападтранса".

До 2016 года "ПрикарпатЗападтранс" являлся подразделением "Транснефтепродукта" российской "Транснефти". В феврале 2016 года "Транснефть" продала его швейцарской International Trading Partners AG.

В марте 2019 года Антимонопольный комитет Украины разрешил белорусскому предприятию "Нефтебитумный завод", принадлежащему крупному частному белорусскому нефтетрейдеру "Интерсервис" олигарха Николая Воробья, получить контроль над "ПрикарпатЗападтрансом".

Сейчас эта компания с уставным капиталом 105,6 млн грн принадлежит "Нефтебитумному заводу" (51%), International Trading Partners (48%) и гражданину Германии Анатолию Шеферу (1%), которого связывают с депутатом Верховной Рады и главой политсовета партии "Оппозиционная платформа — За жизнь" Виктором Медведчуком.

Напомним, что против самого Медведчука лично, его жены Оксаны Марченко и еще шести физических и 19 юридических лиц СНБО решил ввести санкции другим решением от 19 февраля.

Стоит также напомнить, что президент Владимир Зеленский  анонсировал раскрытие информации о том, как финансируется ОПЗЖ, еще 2 сентября 2019 года.

"Партия господина Медведчука... Там еще есть большие вопросы, его ли это партия, или это временное объединение. И кто они такие... Есть большие вопросы, откуда у них деньги на финансирование партии, на финансирование каналов. У нас есть ответы, объемы кэша, откуда и из какой страны они все это получают. И это очень будет громкая история, которая очень плохо закончится", — заявил тогда глава государства.