НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

В НБУ придумали способы наказания финкомпаний за нарушение законов и нормативов

Фото: Delo.ua
Фото: Delo.ua
НБУ сможет применять широкий спектр мер воздействия в зависимости от характера обстоятельств, причин и последствий нарушения, а также риска для вкладчиков и клиентов учреждения
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Национальный банк Украины (НБУ) определил порядок применения мер воздействия к небанковским финансовым учреждениям за нарушение законов и нормативно-правовых актов, в том числе о защите прав потребителей финансовых услуг.

Как сообщает пресс-служба Нацбанка, для этого регулятор принял два новых документа — Положение о мерах воздействия на рынках небанковских финуслуг и Положение об особенностях меры воздействия в виде отстранения руководства от управления финучреждением и назначения временной администрации.

Таким образом, НБУ сможет применять широкий спектр мер воздействия в зависимости от характера обстоятельств, причин и последствий нарушения, а также риска для вкладчиков и клиентов учреждения.

Ко всем небанковским финучреждениям могут быть применены следующие меры воздействия:

– требование устранить нарушения;

– требование созвать внеочередное собрание участников финучреждения;

– штраф;

– временное приостановление или аннулирование лицензии;

– исключение компании из реестра;

– заключение письменного соглашения.

К высокорисковым сегментам рынка, которыми являются страховщики и кредитные союзы, привлекающие деньги граждан, дополнительно могут применяться также такие меры воздействия:

– утверждение плана восстановления;

– отстранение руководства от управления и назначение временной администрации.

Эти меры позволят финучреждениям стабилизировать свою деятельность, устранить нарушения, обеспечить выполнение обязательств перед своими потребителями и кредиторами. Отдельные меры воздействия предусмотрены для небанковских финансовых групп.

Если регулятор установит нарушения законодательства по вопросам надзора на консолидированной основе, то имеет право повысить экономические нормативы, лимиты, а также установить ограничения на отдельные виды операций.

Во время надзора НБУ будет не только устанавливать факты нарушения законодательства, но и проверять, является ли деятельность учреждения рисковой для вкладчиков и кредиторов.

В случае установления Нацбанком признаков рискованности деятельности учреждения, регулятор имеет право отозвать ее лицензию. Для всех без исключения игроков небанковского финрынка признаком рисковой деятельности будет систематическое нарушение законодательства о защите прав потребителей и в сфере рекламы финуслуг.

Для финкомпаний-гарантов предусмотрен дополнительный признак рисковой деятельности — заключение новых договоров гарантий, когда они не выполняют обязательные финансовые нормативы.

Для кредитных союзов предусмотрены три дополнительные признака рисковой деятельности:

– досрочное возвращение вкладов связанным лицам на условиях, отличающихся от условий привлечения средств;

– недостаточность доходов или чрезмерные расходы, которые приводят к ухудшению финансового состояния и создают риск невыполнения нормативов;

– искусственное улучшение финансового результата или искривление отчетности.

Для страховщиков предусмотрено пять дополнительных признаков рисковой деятельности:

– систематическое формирование страховых резервов в недостаточном размере;

– получение активов, которые приводят к уменьшению размера приемлемых активов, принимаемых в покрытие норматива платежеспособности и достаточности капитала, до размера, и является меньшим 120% от нормативного объема активов;

– два и более нарушений обязательных критериев и нормативов за один отчетный период;

– недостаточность доходов или чрезмерные расходы, которые приводят к ухудшению финансового состояния и создают риск невыполнения нормативов;

– искусственное улучшение финансового результата или искривление отчетности.

Напомним, в июле 2020 года Национальный банк Украины  утвердил  Положение об осуществлении небанковскими финансовыми учреждениями финансового мониторинга.

Ранее, в апреле прошлого года, НБУ обнародовал  Белую книгу "Будущее регулирования рынка кредитования финансовыми компаниями".

В сентябре 2019 года Верховная Рада приняла  закон о "сплите", который разделяет функции Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) между Нацбанком и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

Ранее  Delo.ua  рассказывало подробнее  о плюсах и минусах таких изменений.

Отметим, что в начале октября в НБУ  был создан  департамент по надзору за небанковским рынком, а в нем — управление надзора за кредитными союзами.