Искренне и популярно: о комедии Георгия Делиева "Одесский подкидыш"

Искренне и популярно: о комедии Георгия Делиева "Одесский подкидыш"
С 10 мая в киевских кинотеатрах идет комедия Георгия Делиева "Одесский подкидыш", которая успешно превращает театр в сносное народное кино.

Народное кино

Фильм снят за средства, собранные небезразличными поклонниками на платформе "Na-starte". Для создания картины — экранизации одноименной пьесы Георгия Голубенко, поставленной труппой "Маски" осенью 2014 года, — режиссеру и продюсеру Георгию Делиеву требовалось 3 миллиона гривен. В итоге, он получил от поклонников почти на 750 тысяч больше.

Впрочем, "народным" это кино делает не только характер его финансирования — с миру по нитке, но и представленная на экране история, разделенная "на троих". Она успешно эксплуатирует образы-штампы взбалмошного художника (Борис Барский), старой девы (Наталья Бузько) и уголовника (Георгий Делиев), чтобы рождать прогнозируемый смех, и в то же время постепенно наполняет образы жизнью — и жизнеутверждающей бытовой мудростью.

Рождение и перерождение

70-летний одесский художник — концептуалист, миллионер и последователь Сальвадора Дали, именующий себя сэр Пинхус, решает перед скорой смертью реализовать давнюю житейскую мечту — завести ребенка. Однако, из Дома малютки ему вместо недавно рожденного командируют недавно освобожденного — 50-летнего истопника-рецидивиста, который 11 раз сидел (количество сроков играет важную юмористическую роль, рождая украинские политические аллюзии).

Художник, жаждущий испытать радости отцовства, соглашается на замену, и делает истопнику предложение побыть ребенком, от которого тот не в силах отказаться. За этим следуют "ролевые игры" разной степени откровенности, осмысленности, искрометности и такта: симуляция первого крика младенца, дефиле в подгузнике, кормление из соски, уроки футбола и первых отношений с женским полом.

Постепенно эта костюмированная забава, в которой принимает участие также и личный секретарь художника по имени мисс Ефросинья, примеряющая на себя несколько амплуа (от школьницы с косичками до пышной еврейской мамы), становится своеобразным психотерапевтическим актом, исцеляющим героев. А "Одесский подкидыш" из набора отдельных прямолинейных дивертисментов, стремящихся, во что бы то ни стало, "сделать смешно", превращается в искреннюю человеческую историю с чувством и смыслом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Маленький принц с арматурой в голове: о фильме "Остров собак" Уэса Андерсона

Театр на экране

В малонаселенном фильме много павильонных съемок: трое героев, активно разговаривая, "обживают" квартиру художника, в которой и происходит большая часть придуманной игры в отцы-сыновья. Оттеняют художественные интерьеры несколько натурных эпизодов в ключевых туристических местах Одессы — с участием горожан, которые неожиданно толерантно реагируют на появление 50-летнего мужчины в воровских наколках и пеленке.

Благодаря такому своеобразному столкновению с реальным миром искусственность, вполне допустимая для театральной сцены, в "Одесском подкидыше" не только не исчезает, но усиливается, выходит на первый план. Впрочем, подобная неестественность, подчеркнутая показательными юмористическими репризами, вполне может сойти за "умышленное" художественное решение: авторы не только используют в картине актуальные приметы отечественной жизни, но и акцентируют на притчевой природе происходящих событий.

Их условность подчеркивают эпизоды с участием "классиков" украинской комедии Владимира Ямненко, Виктора Андриенко и Валерия Чигляева, которые играют воров и прокуроров (что в пространстве этой одесской истории значит практически одно и то же). А также фантастические сцены, в которых обильно использована компьютерная графика, поражающая своей ненавязчивой — наивной — простотой.

Искусственность и природа

В дебюте картины пожилой художник заявляет, что его творениям могут завидовать и Рафаэль, и Зураб Церетели, требуя от мисс Ефросиньи обязательной — желательно высоколобо сформулированной — похвалы. Авторы "Одесского подкидыша", созданного в условиях достаточно жестких производственных ограничений, зависть классиков комедийного кино вызовут вряд ли, но фору "Церетели" — перестроечным и постсоветским комедиографам — вполне дадут.

При этом специального высоколобого почтения к себе они — в отличие от героя-художника — не требуют, высмеивая надуманные комплименты и иронично вскрывая приемы, которые и сами применяют, чтобы манипулировать реакциями зрителей (к примеру, использование эмоциональной музыки). В "Одесском подкидыше" такие музыкальные сцены есть, но в основном общение проходит в тишине, что позволяет в полной мере почувствовать дыхание героев, вибрации их взаимоотношений, рождающих искру неподдельного тепла.

Человеческое — несовершенное, но живое — вот то, что выгодно отличает ленту.

Комедия стартует анекдотическими зарисовками, отдавая предпочтение карикатурным деталям и несколько ходульным образам, но постепенно "нарабатывает" психологическую глубину. Спустя 90 минут, в финале, она оказывается весьма убедительной в своих искренних и эмоциональных жизнеутверждающих призывах. Компенсировав очевидные недостатки благодаря удивительной гармонии между "внутреннем" и "внешним", которой достигли талантливые исполнители главных ролей.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram