06 апреля 2018 в 17:00

В поисках тишины: о фильме ужасов "Тихое место"

5 апреля в украинский кинопрокат выходит нетривиальный фильм ужасов "Тихое место" Джона Красински, в котором отличная идея находит трагическое воплощение, замечает кинокритик Сергей Васильев

В поисках тишины: о фильме ужасов "Тихое место"

Штампы в помощь

Семья фермеров — мать на сносях (Эмили Блант), густо заросший бородой муж (Джон Красински) и дети — больше года вынуждена жить в полнейшей тишине, терроризируемая жуткими существами. Изобретательно сочиненные авторами картины, эти монстры слепы, но реагируют на малейший звук, кроваво и моментально уничтожая того, кто издает его. "Противоядия" от их атак не найдено, о чем свидетельствуют обезлюдевшие улочки разрушенного американского городка неподалеку, с визита в который и стартует история.

Режиссер Джон Красински, исполнивший в ленте роль отца семейства, мудро использует штампы "ужасного" жанра и точные визуальные ключи — долгие планы, чтобы лаконично представить зрителям ситуацию, в которой оказались герои, помочь в ней разобраться. По большому счету у него нет другого пути: персонажи общаются в основном на языке жестов и лишь изредка позволяют себе прошептать друг другу несколько тихих, ободряющих слов, которые не "жуют" информацию — и так все ясно.

 В центре — семейные отношения

Поскольку единственное спасение от монстров — не открывать им своего местоположения, соблюдая тишину, большая часть экранного времени посвящена демонстрации нехитрых бытовых "обеззвученных" отношений, в которых экстремальную ситуацию оттеняет ужас традиционный — напряженная внутрисемейная борьба взрослеющих детей с родителями и собой. 

Перепуганный мальчик (Ной Джюпе) не хочет брать на себя ответственность, "становясь мужчиной" и помогая отцу в опасной добыче провианта. Глухонемая девочка постарше (Миллисент Симмондс), наоборот, стремится к тому, чтобы быть полезной, но постоянно спотыкается о контакт с родителями. Их внутренние драмы вполне способны затмить зрелищных монстров — не внешним эффектом, но точностью передаваемых эмоций. Благодаря тишине актеры выстраивают на экране психологически "громкий" многоголосый ансамбль.

По законам трагедии

Впрочем, погоняя ужасы драмой взросления, "Тихое место", скорее, развивается по законам трагедии.

В фильме сполна представлены характерные для нее столкновение долга и чувства, мотивы жертвы, искупления грехов и противостояния неумолимой судьбе, своеобразными носителями которой оказываются монстры.

Это "трагическое" начало максимально спрессовывает события, закатывая в один день, показанный на экране (а фактически, несколько напряженных часов вечера и ночи), то, что в реальности требовало бы много большего времени.

Вместе с тем, отрывая историю от реальности в сферу характерных для трагедии тяжеловесных обобщений, картина рискует напороться на колья прагматично-пресной критики. Зрители могут неоднократно уличить авторов в отсутствии логики и здравого смысла. К примеру, превратив монстров в непобедимую фатальную силу, следящую за всем с помощью гигантского уха (его крупными физиологическими деталями не раз показывают на экране), они не объясняют, как героям удалось прожить многие дни, ни разу не чихнув и не кашлянув, хотя ходят они исключительно босиком.

Тихое место

Тихое место

Тихое место

 

 

Раздражение соучастия 

Джон Красински сознательно использует подобный критический потенциал, чтобы еще больше вовлечь зрителей в историю. Выпукло, живо и с теплотой представив героев, он пускает их во все тяжкие необдуманных действий, которые ведут к жертвам и испытаниям, одновременно показывая зрителям — с помощью монтажа, крупных планов и акцентов на отдельных деталях — путь чудесного избавления от несчастий, который действующие лица совсем не замечают.

Это вызывает раздраженное сочувствие, дополнительно привязывающее к героям и ненастьям, которые случаются с ними именно потому, что этих злоключений можно было избежать. Тем самым эпизоды зарождения новой жизни, болезненной утраты, чудесного спасения и сакральной жертвы наполняются высокой эмоциональной силой. Некоторые из сцен обладают столь высоким коэффициентом человечности и драматизма, что, кажется, принадлежат какому-то другому фильму. И это ощущение возникает именно потому, что режиссер сознательно готовит такой эффект.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Три фильма "Недели австрийского кино": о слепой пианистке, мигрантах и распаде личности

Звук — на экране и в зал 

Еще Джон Красински ожидаемо большое внимание уделяет звуковой среде картины. Она играет важную, даже принципиальную роль — и когда в центре действия оказывается глухонемая дочь, и когда к героям возвращается голос, взрывая окружающую их тишину. В то же время режиссер не идет на решительный шаг отказа от музыкального оформления ленты, поэтому сцены, в которых персонажи изо всех сил пытаются не издать ни звука, громко сопровождает истошно-напряженная музыка Марко Белтрами. 

Своими резкими, характерными для фильмов ужасов, всполохами она больно играет на нервах, подчеркивая экранные эффекты и напоминая зрителям, что они находятся в кино. Впрочем, вряд ли об этом кто-нибудь забудет. Ведь, пожалуй, главной угрозой полноценному восприятию талантливого фильма являются особенности просмотра кино в современных кинотеатрах, которые "тихим местом" никак не назовешь. Сигналы мобильных телефонов, громкий хруст попкорна, бульканье напитков, всасываемых через трубочку и, тем более, разговоры соседей способны разрушить ту слишком хрупкую магию кино, которую старательно выстраивает режиссер.

К примеру, некоторые зрители, с которыми мне довелось смотреть картину, в "Тихом месте" не прожили бы и минуты.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

автор:
раздел:
теги:

По теме:

Три фильма "Недели австрийского кино": о слепой пианистке, мигрантах и распаде личности
Lifestyle 08 апреля 2018 в 17:00

Три фильма "Недели австрийского кино": о слепой пианистке, мигрантах и распаде личности

7-й ежегодный фестиваль "Неделя австрийского кино" стартует в Украине 12 апреля

Пасхальное яйцо: о фильме Спилберга "Первому игроку приготовиться"
Lifestyle 29 марта 2018 в 17:00

Пасхальное яйцо: о фильме Спилберга "Первому игроку приготовиться"

29 марта в украинский прокат выходит фантастическая лента "Первому игроку приготовиться", в которой Стивен Спилберг играет в компьютерные игры и выигрывает, отмечает кинокритик Сергей Васильев

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...