Сохранение ценностей в банковских сейфах. Как это работает и какие существуют риски

Сохранение ценностей в банковских сейфах. Как это работает и какие существуют риски

Среди всех услуг, предоставляемых банками, крайне редко упоминают о передаче клиенту в пользование их сейфов для хранения ценностей. Впрочем, спрос на эту услугу в Украине был и остается столь стабильно высоким, что с началом широкомасштабной войны количество соглашений практически не изменилось.

Миллионы граждан, выезжая за границу, конечно же, хотели бы, чтобы их ценности оказались под надежной охраной банков, но, как правило, свободных сейфов найти нельзя. Как говорит в комментарии нам финансовый эксперт Андрей Львов, в банках постоянно забито около 95% ячеек.

С другой стороны, банки сами заинтересованы иметь огромное количество сейфов, потому что хорошо на этом зарабатывают. Например, перед открытием дежурного отделения работники банка, когда заходят в помещение, желая его арендовать, сразу учитывают, есть ли там возможность для установки сейфов.

Одно из главных требований – армированные стены (с прокладками в виде металлических сеток). И в абсолютном большинстве случаев банки даже не рассматривают помещений, где невозможно установить шкафы с сейфами.

"Обычно такие армированные комнаты заставляются шкафами с сейфами полностью. К примеру, аренда отделения составляет 30 тыс. грн в месяц. Один сейф генерирует по 300 грн ежемесячно. В одном шкафу их может быть 50. Другими словами, три шкафа уже полностью покрывают аренду и коммунальные услуги", – говорит Львов.

Стоимость же самой услуги действительно составляет ориентировочно 300 грн в месяц, но цена так же зависит и от размера сейфов.

Как это работает и в чем риск

Клиент, подписывая с банком сделку, берет в аренду сейф и обязуется не хранить в нем определенные вещи.

К примеру, в памятке для клиента по содержанию ящика Приватбанка четко прописано: "Запрещено хранить в банковском сейфе: оружие; боеприпасы; взрывчатые материалы; химические, радиоактивные и наркотические вещества; другие предметы, не относящиеся к ценностям или документам".

После подписания соглашения клиенту выдают ключ от ячейки, куда он сразу или потом кладет вещи на хранение.

Доступ к ячейке следующий. Клиент, придя в банк, подтверждает личность и уходит в помещение с сейфами в сопровождении банковского работника. Если пользователь приносит на хранение какой-либо пакет, проверять его содержимое никто не имеет права, поскольку речь идет о банковской тайне.

В общем, возможны два варианта. Либо клиенту выносят ячейку, которую тот открывает и кладет в нее вещи, либо он уже проходит непосредственно к сейфам. Во втором случае сейф открывается двумя ключами: клиентом и банковским работником. После этого работник уходит, а камеры наблюдения выключаются.

Именно эта банковская тайна и становилась нередко причиной ограблений банковских сейфов. Схема проста: злоумышленник, арендуя по очереди несколько сейфов, делал дубликаты ключей от них. А потом однажды, пользуясь отсутствием работников и видеонаблюдения, воровал вещи из всех ячеек, к которым был ключ.

Что же касается ключей банковского работника, то здесь предварительно делались либо слепки, либо, если вор был асом, орудовал отмычками. Бывали и случаи, когда преступники проходили в помещения с сейфами из-за поддельных паспортов.

Но главное, что все они пользовались конфиденциальностью процедуры хранения вещей. Большая вспышка таких преступлений пришлась на 2017-2019 годы, но широкая общественность о таких тенденциях не знала, поскольку банки крайне неохотно об этом сообщали по понятным причинам.

Следует добавить, что в теории есть два вида сделки: аренда сейфа и ответственное хранение. Если в первом случае произошла кража имущества, то банк никакой ответственности за это не несет. Во втором случае банк вынужден пойти на полное материальное возмещение.

Если в первом случае банк может и не знать, что клиент хранит в сейфе, то во втором – производится описание и регистрация имущества, переданного на хранение. Но банки крайне неохотно берут на себя ответственность, поэтому соглашения второго типа в Украине почти не заключаются.

"За 15 лет, сколько работаю в банковской системе, в разных банках, этой услуги я не встречал, хотя теоретически она существует. И я даже не знаю, какой банк сегодня ее предоставляет", – признается Андрей Львов.

Начало широкомасштабной войны внесло свои коррективы

С началом широкомасштабного наступления армии РФ множество арендаторов банковских ячеек столкнулись с новой проблемой. Дело в том, что банки должны принять все меры по сохранению имущества клиента. Поэтому, учитывая форс-мажорные обстоятельства, они просили арендаторов немедленно забрать вещи.

Если клиент своих вещей не забирал (или не желал, или не мог, или не было возможности с ним связаться), банки, закрывая отделения, сейфы эвакуировали в более безопасные места вместе с ценностями. Как правило, за сотни и тысячи километров до других городов.

В таких случаях, когда ситуация несколько с начала войны стабилизировалась, арендатор ячейки мог получить свои вещи через несколько месяцев, когда банковское отделение, которое его обслуживало, вновь открылось.

К слову, банк оставляет за собой право открывать ящик при отсутствии клиента. На это есть несколько четких оснований: если клиент не оплачивает услугу более месяца или если банку поступает запрос от нотариуса или правоохранительных органов на предоставление описания содержимого ящика.

Но есть и третье основание – нарушение клиентом условий соглашения, о чем говорилось выше.

В Приватбанке ее формулируют так: "Клиент обязуется не размещать в ящике оружие, легковоспламеняющиеся, ядовитые, наркотические и другие вещества и предметы, изъятые из обращения в соответствии с законодательством Украины, а также предметы, хранение или пользование которыми может вызвать нанесение ущерба банку, самому клиенту или другим лицам".

Однако, как уже было сказано, наличие запрещенных вещей в сейфе предстоит установить, чему препятствует та же банковская тайна.