НБУ курс:

USD

41,49

--0,08

EUR

44,75

--0,08

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

45,20

45,00

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Сейчас не работают 10 наших торговых центров, большинство из которых полностью разрушены, — Петр Михайлишин, "Эпицентр К"

Петр Михайлишин, Эпицентр К
Петр Михайлишин, гендиректор компании "Эпицентр К"

Война в Украине началась не в 2022-м, а в далеком 2014 году. Но именно полномасштабное вторжение России стало "идеальным штормом" для всех предпринимателей в Украине. Кто-то потерял бизнес, кто-то выдержал удар, смог восстановиться и расширить горизонты. Как три года войны изменили компании, какие решения их владельцев и менеджмента оказались удачными, а какие, к сожалению, ошибочными, как изменились клиенты украинского бизнеса? Обо всем этом мы спросили у представителей отечественных компаний и предлагаем нашим читателям серию блиц-интервью.

На этот раз – интервью с Петром Михайлишиным, гендиректором компании "Эпицентр К".

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Вспомните несколько важных управленческих решений, принятых вами накануне российского вторжения, а также в первые месяцы большой войны. Сделали бы вы что-нибудь иначе? Что именно и почему?

– Считаю, что важнейшим решением компании в первые дни и недели полномасштабного вторжения было продолжение работы везде, где это было возможно и безопасно для наших посетителей и персонала.

Во-вторых, в первые недели большой войны почти все торговые сети столкнулись с перебоями в снабжении отдельных товарных категорий и дефицитом некоторой продукции. Это было обусловлено закрытием воздушного пространства и блокировкой морского сообщения. Благодаря активной работе по диверсификации поставок мы смогли оперативно наработать новые логистические цепочки и обеспечить поставки товаров в Украину.

Чем отличается "Эпицентр К" накануне полномасштабного вторжения от компании первых месяцев большой войны, а также от компании сейчас, в начале 2025-го? Что вы потеряли с февраля 2022 – в деньгах или активах? И что приобрели за это время? Где удалось заработать или запустить новые проекты? В каких регионах? В какие сегменты рынка вы зашли или вышли с начала войны?

 С началом полномасштабного вторжения компании пришлось стать гораздо более гибкой, оперативно принимать решения и максимально быстро претворять их в жизнь. Мы понесли значительные материальные потери, в частности, сейчас у нас не работают 10 торговых центров, большинство из которых полностью разрушены. Но самые большие и невосполнимые потери – это наши сотрудники, погибшие в результате полномасштабного вторжения.

Впрочем, мы не опускаем руки. Даже в первые годы войны, когда почти все отечественные и зарубежные компании приостановили свои инвестиции, мы продолжали вкладывать значительные средства в развитие новых предприятий и создание новых рабочих мест. Например, только в 2022-2023 годах "Эпицентр" инвестировал в разные проекты более 14,2 млрд грн. В частности, в 2022 году компания открыла новые торговые центры в Киеве и Львове, создав более 1200 рабочих мест. В 2023-м открыла первый парк семейного досуга Epiland в столичном ТЦ "Эпицентр" на улице Полярной. В прошлом году запустили первый торгово-развлекательный центр " Эпицентр" с арендной галереей, где откроются магазины известных украинских и международных брендов.

Какие самые большие уроки компания "Эпицентр К" извлекла за последние три года?

Эти три года научили нас быть сильнее, быстрее и еще больше ценить нашу команду. Мы всегда знали, что люди – главная ценность компании. За это время убедились, что успех в первую очередь зависит от команды. Наши сотрудники проявили невероятную преданность и силу духа, работая в сверхсложных условиях. Поэтому поддержка сотрудников и создание стабильных рабочих мест стали для нас приоритетом.

Также мы убедились, что гибкость – ключ к выживанию и развитию бизнеса. Война изменила реальность, и компании, которые смогли быстро адаптироваться, стали сильнее. Мы научились оперативно менять подходы, логистические цепочки, ассортимент и форматы. При этом готовы были принимать смелые решения, ведь они являются движущей силой перемен. Поэтому продолжаем инвестировать в стратегически важные проекты: развиваем энергонезависимость, логистику, открываем новые форматы. Уверены, что главное – это двигаться вперед, даже в самые сложные времена.

Как изменился клиент "Эпицентр К" с начала полномасштабной войны?

Не секрет, что с началом полномасштабной войны украинский потребительский рынок претерпел кардинальные изменения. Из-за войны значительная часть потребителей уехала из страны, а часть населения была вынуждена покинуть свои дома и переехать в другие регионы в результате боевых действий. Значительно повлияли на потребительские тенденции и обстрелы энергетической инфраструктуры и веерные отключения электроэнергии. В этой связи очень популярны у потребителей были генераторы, зарядные станции, фонари, оборудование защиты электросетей, павербанки, туристические плитки и горелки и т.д.

Также существенно росли продажи военной одежды и обуви, товаров для быта, для хобби и отдыха, товаров для детей. Последнее свидетельствует о том, что несмотря на все нынешние сложности украинцы не готовы экономить на детях. Даже в начале полномасштабной войны люди покупали игрушки. В то же время гораздо меньше по сравнению с довоенным периодом стали покупать строительные материалы. Это отражает общую стагнацию строительного рынка и неготовность украинцев вкладываться в строительство во время войны.

Что дальше? Как вы видите перспективы рынка, на котором работает "Эпицентр К" ?

Очевидно, что дальнейшие перспективы рынка, да и страны в целом, будут во многом зависеть от способности нашего государства противостоять военной агрессии и новым внешнеполитическим вызовам. Однако мы уверены, что с наступлением справедливого и устойчивого мира украинский рынок розничной торговли имеет значительный потенциал для развития.

В частности, ожидаем дальнейший рост сегмента e-commerce, поскольку онлайн-торговля и быстрая доставка становятся все более востребованными. Большое значение будет иметь развитие омниканальных продаж, где физические магазины будут сочетаться с цифровыми платформами для удобства клиентов.

В то же время все больше торговых центров будут превращаться из мест для шопинга в центры досуга и социального взаимодействия. Это приведет к росту роли фудкортов, развлекательных зон и сервисных услуг. Мы планируем развивать собственные ТРЦ с детскими зонами, VR-аттракционами и интерактивными пространствами, ведь люди приходят в ТРЦ не только за покупками, но и за эмоциями.